CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Прогресс во всемирной истории. Так был ли мальчик? С. 130–140

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

1.116+124.3+124.5+93/94

DOI

10.37482/2687-1505-V300

Сведения об авторах

ШПЕКА Константин Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, экономики и права Уральского государственного медицинского университета (г. Екатеринбург). Автор 30 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0347-3183
Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3; e-mail: kshpeka@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению содержания понятия прогресса в связи с появлением негативного отношения к нему в научной печати. Анализ осуществлен при сопоставлении данного понятия с концепциями эволюции, практики, познания, развития, личности. Автор воспроизводит традиционный критерий прогресса – свободу, но рассматривает его в двух аспектах: научно-техническом и моральном, основывая свои рассуждения на идее бесконечности исторического процесса в связи с непрерывностью практической преобразовательной деятельности человека. Наглядно доказывается наличие во всемирной истории поступательного развития в данных аспектах, обращается внимание на отчетливые изменения техногенной среды, а также моральных норм в различных, исторически обусловленных культурах. При этом автор вскрывает диалектический характер морального прогресса, обосновывая тем самым принципиальную невозможность абсолютной моральности в истории. Вместе с тем упомянутое положение трактуется в качестве основания для опредмечивания труда не только в материальной природе, но и в сфере морали. Борьба добра со злом – бесконечное осуществление трудовой деятельности, направленное на преодоление эгоцентрических стремлений. В статье выявлены причины негативного отношения к прогрессу, которые автор видит, во-первых, в теоретическом разрыве научно-технического и морального прогресса вопреки их диалектическому рассмотрению, а во-вторых, в неоправданном применении к понятию прогресса телеологического принципа, который находится в оппозиции к явлениям научно-технического прогресса и диалектическому единству добра и зла. В результате делается вывод о прогрессивности всемирной истории и ее имманентной незавершенности, а следовательно, незавершенности прогресса. Это является основанием неосуществимости абсолютной свободы в истории.

Ключевые слова

прогресс, свобода, абсолютность, практика, пессимизм, ценности, всемирная история
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

  1. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М.: Мир книги, 2007. 478, [1] с.

  2. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: АСТ, 2004. 237, [2] с.

  3. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ (1901–1939). История страны от 1901 г. до «загадочного» 1937. Опыт беспристрастного исследования. М.: Алгоритм: Крым. мост, 2001. 560 с.

  4. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: [последствия биотехнологической революции]. М.: АСТ, 2008. 349 c.

  5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 20. М.: Политиздат, 1961. 827 с.

  6. Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) // Вопр. философии. 2011. № 8. С. 46–57.

  7. Гринева О.А. Необходимость нравственного прогресса в современной цивилизации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 2979–2982.

  8. Юльякшин М.М. Дегуманизация как оборотная сторона научно-технического прогресса // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2012. № 5. С. 91–94.

  9. Горохов П.А., Южанина Е.Р. Влияние интернет-ресурсов на феномен исторической памяти: опыт философского исследования // Филос. и гуманит. науки в информ. о-ве. 2022. № 1(35). С. 12–41.

  10. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: Бином. Лаб. знаний, 2014. 398 с.