CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Специфика драматургической тональности дискурса (на примере новостного корпоративного дискурса). С. 76–84

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

УДК

[81’42+81’342.8]:82-2

DOI

10.37482/2687-1505-V288

Сведения об авторах

БЕЛОШИЦКАЯ Наталия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой английского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 38 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0899-1828
Адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 4; e-mail: n.beloshickay@narfu.ru

Аннотация

В статье рассматривается видовое проявление дискурсивной категории тональности – драматургическая тональность. Относясь к прагматическому параметру дискурса, она проявляет когнитивную природу и обладает культурно-социальной значимостью. Это позволяет прибегнуть к аналитическому инструментарию комплекса направлений гуманитарного знания. Драматургическая тональность характеризуется перформативностью, оценочностью и адресностью. Этот вид дискурсивной тональности основывается на лингвосемиотической категории театральности и пронизывает структуру текста. В статье определяется прототипическая функция драматургической тональности – запланированное субъектом дискурса и близкое к «авторскому» понимание и интерпретация сообщения адресатом. Мы предлагаем анализировать драматургическую тональность в рамках презентационной теории дискурса, т. к. назначение тональности состоит в стратегическом выстраивании коммуникации. Драматургическая тональность профилирует ценностные ориентации субъекта дискурса, обеспечивая в дискурсивном развертывании демонстрацию смыслов адресату. В то же время она побуждает адресата к активному интерпретированию, участию в созидании смысла. Драматургическая тональность выступает как механизм управления воздействием и актуализируется в контексте социального взаимодействия. В качестве языкового материала используются новостные сообщения информационного пространства сайта Северного (Арктического) федерального университета. В процессе анализа выявляются языковые приемы, актуализирующие действие драматургической тональности. В исследуемом типе дискурса наблюдается предсказуемость процесса дискурсивного развертывания коммуникативного события в фокусе внимания. Автор считает это проявлением действия механизма драматургической тональности, релевантного данному виду дискурса (медийному). Делается вывод, что архитектоника дискурсивного отрывка, ролевой статус субъекта дискурса, модальная рамка оформления сообщения, экспрессивность семантики – приемы актуализации драматургической тональности.

Ключевые слова

драматургическая тональность, презентационный медиадискурс, интерпретация, субъект дискурса, метадискурсивное взаимодействие, перформативность, категория театральности
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

  1. Карасик В.И. Коммуникативная тональность // Жанры речи. 2007. № 5. С. 81–94.

  2. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.

  3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

  4. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с.

  5. Селезнева Л.В. Параметрическая модель PR-дискурса: прагматика, семантика, аксиология: дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2018. 360 с.

  6. Тупикова С.Е. Категории, концепты, тональность // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2010. Вып. 3(83). С. 264–269.

  7. Тупикова С.Е. О когнитивных механизмах формирования коммуникативной тональности // Вопр. когнит. лингвистики. 2012. № 3(32). С. 84–90.

  8. Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold, 1978. 256 p.

  9. Карасик В.И. Языковые картины бытия: моногр. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2020. 468 с.

  10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Яз. рус. культуры, 1999. 464 с.

  11. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: моногр. Волгоград: Парадигма, 2004. 507 с.

  12. Карасик В.И. Пословичные инсценировки // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. 2015. № 3. С. 43−53.

  13. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола. М.: ЛИБРОКОМ, 2022. 142 с.

  14. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. Акад. наук СССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40, № 4. С. 356–367.

  15. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 260 c.

  16. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 176 с.