CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Функционально-грамматический максимализм инфинитивной поэзии Иосифа Бродского. C. 90-99

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

УДК

811.161.1’42:821.161.1Бродский(045)

DOI

10.37482/2687-1505-V268

Сведения об авторах

ГАЛИМУЛЛИНА Алина Ринатовна,
старший преподаватель кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Института языка и литературы Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Автор 5 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3671-2416

*Адрес: 426034, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 2;
e-mail: alina.galimullina.rus@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается явление функционально-грамматического максимализма независимого инфинитива на примере поэтических текстов Иосифа Бродского. Представлены фрагменты, где анализируются особенности выражения трех предикативных категорий инфинитива: времени, лица и наклонения. Эти особенности проявляются в формировании уникального временного плана действия, выраженного инфинитивом в художественном тексте, посредством внутреннего времени – вида; в создании характерного для инфинитивного текста сборного образа субъекта – метасубъекта, в котором Я говорящего сливается с Я слушающего, представленного как во втором, так и в третьем лице или мнимом отсутствии лица; в наличии медитативного наклонения, специфичного для инфинитивного письма Иосифа Бродского, обладающего стремлением к семантическому гиперболизму – теме иного, недосягаемого бытия. В результате исследования посредством функционально-грамматического, семантического и контекстуального анализов, применяемых в рамках грамматики поэзии, было доказано сопряжение однородности, формального минимализма инфинитива и его функционального максимализма, а также определены лексико-грамматические способы передачи данного явления на примере поэтических текстов Иосифа Бродского: категория вида и семантика инфинитивов, способствующие изменению характера протекающего в поэтическом тексте времени и отражению отношения к действию субъекта – дебитивной, эпистемической и медитативной модальности; дополнительные темпоральные указатели в виде второстепенных членов предложения, способствующие созданию временного цикла в тексте; личные местоимения, указывающие на присутствие лиц, соприкасающихся с субъектом действия-инфинитива. Наличие рассматриваемого в статье явления обусловлено природой инфинитива – неопределенной и неоднозначной, а значит обладающей высоким функциональным потенциалом. Это, в свою очередь, порождает интерес лингвистов к анализируемой теме и способствует более глубокому изучению функционирования данной языковой единицы на материале разного вида текстов.

Ключевые слова

инфинитив, инфинитивная поэзия, категория темпоральности, метасубъект, медитативное наклонение, И. Бродский
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

  1. Жолковский А.К. Инфинитивное письмо: тропы и сюжеты // Эткиндовские чтения I: cб. ст. по материалам Чтений памяти Е.Г. Эткинда (г. Санкт-Петербург, Россия, 27–29 июня 2000 года) / ред. П.Л. Вахтина, А.А. Долинин, Б.А. Кац и др. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2003. С. 250–271.
  2. Жолковский А.К. Бродский и инфинитивное письмо. Материалы к теме // Нов. лит. обозрение. 2000. № 45. С. 187–198.
  3. Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика / сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.С. Степанова. М.: Радуга, 1983. С. 462–482.
  4. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Филол. фак. МГУ, 1998. 528 с.
  5. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. 206 с.
  6. Панченко О.Н. Номинативные и инфинитивные ряды в строе стихотворения // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Грамматические категории. Синтаксис текста / отв. ред. Е.В. Красильникова. М.: Наука, 1993. C. 81–100.
  7. Змазнева О.А. Инфинитивные ряды в поэтическом синтаксисе Максимилиана Волошина // Языковая деятельность: переходность и синкретизм: сб. ст. науч.метод. семинара «TEXTUS». Вып. 7 / под ред. д. филол. наук, проф. К.Э. Штайн. Москва–Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. С. 345–347.
  8. Черняков А.Н. Инфинитивное или номинативное письмо? К описанию одного фрагмента «поэзии грамматики» // Альтернативный текст: версия и контрверсия: сб. ст. / ред. Т.В. Цвигун, А.Н. Чернякова. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. Вып. 2. С. 80–90.
  9. Черняков А.Н. «Февраль» Б. Пастернака: инфинитивное письмо и его переводы // Вестн. Балт. федер. ун-та им. И. Канта. 2014. Вып. 8. С. 28–32.
  10. Милютина М.Г. Функциональная грамматика на службе поэзии (инфинитивное письмо в поэтических текстах Б. Ахмадулиной, И. Бродского, А. Кушнера) // Сибир. филол. журн. 2021. № 4. С. 276–288. DOI: 10.17223/18137083/77/21
  11. Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А. [и др.] Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / ред. А.В. Бондарко (отв. ред.) и др. Л.: Наука, 1990. 262 с.
  12. Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики (Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 4–13). URL: http://philology.ru/linguistics1/bondarko-01.htm (дата обращения: 14.06.2022).
  13. Русская инфинитивная поэзия XVIII–XX веков. Антология / сост., вступ. ст. и прим. А.К. Жолковского; науч. ред. М.В. Акимова. М.: Нов. лит. обозрение, 2020. 560 с.
  14. Жолковский А.К. К проблеме инфинитивной поэзии: Об интертекстуальном фоне стихотворения С. Гандлевского «Устроиться на автобазу…» // Изв. РАН. Сер. литературы и языка. 2002. Т. 61, № 1. С. 34–42.
  15. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики: сб. неизд. текстов, подг. под рук. Р. Валена / пер. с фр. П.А. Скрелина; общ. ред., послесл. и коммент. Л.М. Скрелиной. М.: Прогресс; Культура, 1992. 224 с.
  16. Ионова И.А. Эстетическая продуктивность морфологических средств языка в поэзии / отв. ред. С.Д. Ледяева. Кишинев: Штиинца, 1989. 139 с.
  17. Субъект в новейшей русскоязычной поэзии – теория и практика / ред. Х. Шталь; сост. Е. Евграшкина. Берлин: PeterLang, 2018. 440 с. (Neuere Lyrik. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien 4). URL: https://www.peterlang.com/document/1110741 (дата обращения: 20.08.2022).
  18. Сидорова М.Ю., Липгарт А.А. Грамматика современной русской поэзии: субъектная перспектива, предикативные категории, модусные рамки (часть 1) // Филология и человек. 2018. № 3. С. 21–38. DOI: 10.14258/filichel(2018)3-02
  19. Адамец П. Семантическая интерпретация “значимых нулей” в русских предложениях // Язык и стих в России: cб. ст. в честь Д.С. Ворта к его 65-летию / под ред. Х. Бирнбаума, М.С. Флайера. M.: Вост. лит. РАН, 1995. С. 9–18.
  20. Онипенко Н.К. Категория субъекта и эгоцентрическая грамматическая техника в художественном тексте // Gramatyka a tekst: сб. ст. Катовицы: WWKatowice, 2011. С. 64–79.
  21. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избр. тр. М.: Наука, 1975. С. 53–87.
  22. Тимофеев К.А. Об основных типах инфинитивных предложений в современном русском литературном языке // Вопр. синтаксиса соврем. рус. яз. М.: Учпедгиз, 1950. 410 с.
  23. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.; Л.: Учпедгиз, 1947. 784 с.