CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Лики русского гегельянства: С.Л. Франк между Гегелем и Ницше. С. 119-129

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

[1(091)+111]:2

DOI

10.37482/2687-1505-V094

Сведения об авторах

ФАРИТОВ Вячеслав Тависович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Ульяновского государственного технического университета. Автор 145 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2270-4941
*Адрес: 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32; e-mail: vfar@mail.ru

Аннотация

Предлагаемая статья представляет исследование философских воззрений С.Л. Франка в контексте кризиса европейской метафизики, сравнительный анализ онтологических и религиозных взглядов философа с учениями Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Автором критически рассматривается предпринятая С.Л. Франком попытка синтеза гегельянства и православия. Методологической базой исследования являются основные принципы и установки философской компаративистики и историко-философской реконструкции. В статье обосновывается тезис, что рецепция наследия Г.В.Ф. Гегеля С.Л. Франком – продукт псевдоморфозы русской культуры. Основной вывод исследования состоит в том, что установка С.Л. Франка на выход за пределы гегелевской диалектики приводит к сближению его воззрений с философией жизни, в частности с учением Ф. Ницше. В рамках компаративистского анализа учений С.Л. Франка, Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше основное внимание уделяется проблеме границы. Исследование показало, что, согласно как С.Л. Франку, так и Г.В.Ф. Гегелю, граница выступает в качестве основного условия конституирования бытия как определенности, одновременно граница является онтологическим условием выхода определенного и ограниченного сущего за свои пределы. Автор приходит к выводу, что в этом плане С.Л. Франк следует основополагающим установкам гегелевской диалектики. Вместе с тем С.Л. Франк выходит за пределы философии Г.В.Ф. Гегеля в установке на философское осмысление иррациональных, непостижимых глубин бытия. В этом ключе философ сближается с установками учения Ф. Ницше и обращается к исследованию пограничных феноменов человеческого бытия.
Для цитирования: Фаритов В.Т. Лики русского гегельянства: С.Л. Франк между Гегелем и Ницше // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 2. С. 119–129. DOI: 10.37482/2687-1505-V094
Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта № 19-011-00910 «Маргинальные феномены человеческого бытия (Антропология ad Marginem)»

Ключевые слова

феномен границы, предел бытия, псевдоморфоза, русская религиозная философия, онтологические воззрения С.Л. Франка, диалектика Г.В.Ф. Гегеля, философия жизни Ф. Ницше
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Чижевский Д.И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. 411 с.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск: Белорус. Православ. Церковь, 2006. 608 с.
3. Левит К. Ницшевская философия вечного возвращения того же. М.: Культур. революция, 2016. 336 с.
4. Фаритов В.Т. Онтология трансгрессии: Гегель и Ницше у истоков новой философской парадигмы. СПб.: Алетейя, 2017. 442 с.
5. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 608 с.
6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2005. 800 с.
7. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. СПб.: Наука, 2003. 792 с.
8. Хайдеггер М. Гегель. СПб.: Владимир Даль, 2015. 320 с.
9. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. 544 с.
10. Дёмин И.В. Антиномистический монодуализм С.Л. Франка и традиционалистская доктрина «недвойственности» // Соловьёв. исследования. 2015. Вып. 4(48). С. 101–116.
11. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. Минск: Белорус. Православ. Церковь, 2009. 560 с.
12. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. 573 с.
13. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сварог и К, 2000. 496 с.
14. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. 464 с.
15. Франк С.Л. Философия Гегеля (к столетию со дня смерти Гегеля) // Путь. 1931. № 34. С. 39–51.
16. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Культур. революция, 2007. 432 с.
17. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 3: Утренняя заря. Мессинские идиллии. Веселая наука. М.: Культур. революция, 2014. 640 с.
18. Nietzsche F. Die fröhliche Wissenschaft. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012. 320 s.
19. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. С. 3–146.
20. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 12: Черновики и наброски 1885–1887 гг. М.: Культур. революция, 2005. 560 с.
21. Франк С. Предсмертное. Воспоминания и мысли // Вестн. рус. христиан. движения. 1986. № 146. С. 103–126.