CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Образно-символический фонд сакральной океанографии народов моря (часть 2). С. 106–113

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

165.21

DOI

10.37482/2227-6564-V011

Сведения об авторах

ТЕРЕБИХИН Николай Михайлович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 306 научных публикаций, в т. ч. 10 монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2981-285X
*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: terebihinn@mail.ru

Аннотация

Для реконструкции сакральной морфологии традиционной морской культуры народов северных морей необходимо рассмотрение ее сквозь призму сравнительного анализа, позволяющего распознать все «недостающие» элементы и заполнить пустующие клеточки ритуально-мифологической системы («таблицы») как порождающего ядра сакральной океанологии мореходов высоких широт. Наиболее продуктивным представляется сопоставление ее с классическими морскими культурами, результаты систематического изучения которых могут быть преобразованы в парадигму (дисциплинарную матрицу) исследования традиционной культуры моря как семиотической системы. К числу таких парадигмальных (матричных) символических конструкций относится модель традиционной морской культуры народов Океании, и прежде всего полинезийцев, называемых «викингами Востока». Истоки традиционной морской культуры полинезийцев укоренены в их ритуально-мифологической традиции, в символическом ансамбле новогоднего Первопраздника. Важнейшим научным результатом исследования явилось построение базовой модели сакральной морфологии традиционной культуры народов моря, в состав которой входят такие разделы и тематические блоки священной океанографии, как: мифологическая концепция «первого корабля»; сакральный статус плотника-судостроителя; образ бога-покровителя корабельного художества; ритуальный цикл строительства корабля (выбор материалов, обряд строительной жертвы, ритуалы «монтажа» судна, обряды освящения и имянаречения нового корабля); космогонические и эсхатологические аспекты мифологии моря и корабля; поэтическое творчество и обожествленная память в структуре священного мореведения (всеведения). Такова инвариантная структура сакрального морского знания как порождающего ядра традиционной культуры народов моря. Хранителями и экзегетами священной океанографии являлись жрецы-кораблестроители и поэты-навигаторы (кормчие), которые своим корабельным художеством и поэтическим мироустроительным словом размеряли и прокладывали «божью дорогу» в океане.
Для цитирования: Теребихин Н.М. Образно-символический фонд сакральной океанографии народов моря (часть 2) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 2. С. 106–113. DOI: 10.37482/2227-6564-V011
1Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Архангельской области, проект № 18-411-290004 р_а «Семиотика и аксиология традиционной культуры как ценностная матрица современного геокультурного пространства Европейского Севера России».

Ключевые слова

сакральная морфология, традиционная морская культура, сакральная океанография, народы моря, полинезийцы
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Терещенко Е.Ю. Религия в системе морской культуры Кольского Севера // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2016. Т. 17, вып. 2. С. 299–307.
2. Терещенко Е.Ю. Морфология современной морской культуры Кольского Севера // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 208–219.
3. Стингл М. Очарованные Гавайи. М.: Наука, 1983. 332 с.
4. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку. Мифы и реальность. М.: Междунар. отношения, 1991. 192 с.
5. Лебедева А.А. Мореходное искусство народов Микронезии. СПб.: Наука, 2013. 172 с.
6. Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, 1980. 383 c.
7. Федорова И.К. Остров Пасхи. Очерки культуры XVIII–XIX вв. СПб.: Наука, 1993. 288 с.
8. Хироа Т.Р. Мореплаватели солнечного восхода. М.: Географгиз, 1959. 253 с.
9. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 c.
10. Sharp C.A. Ancient Voyages in the Pacific. Wellington: Avery Press, 1957. 239 p.