CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Практика социального воспитания детей с нарушениями в развитии в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века. С 5–15

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

94(47).084:[376.1+364.4]

DOI

10.37482/2227-6564-V001

Сведения об авторах

КОЛОКОЛЬНИКОВА Зульфия Ульфатовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. Автор более 285 научных публикаций, в т. ч. двух монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0851-8616
ЛОБАНОВА Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета. Автор 230 научных публикаций**
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3243-7816
* Адрес: 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, д. 42; e-mail: kolokolnikova_zu@mail.ru
**Адрес: 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, д. 42; e-mail: olga197109@yandex.ru

Аннотация

Выполнен обзор документов и материалов, связанных с организацией социального воспитания детей с нарушениями в развитии в 20-х годах XX века в Приенисейской Сибири. В отечественной науке 20-х годов ХХ века для обозначения детей с нарушениями в развитии как особой категории не существовало однозначного определения, но наиболее устоявшимся к 1920-м годам был термин «“дефективные” дети». Социальное воспитание «дефективных» детей формировалось в сложных культурно-исторических условиях строительства нового государства на принципах государственной социальной заботы и социалистического гуманизма. В основу практики социального воспитания в специализированных учреждениях социального воспитания для «физически дефективных и умственно отсталых» была положена идеалистическая идея о том, что «дефективные» дети с помощью новых методов воспитания могут быть исправлены и их развитие может быть скорректировано. Эта практика с начала 1920-х годов распространялась на территории всей страны, в т. ч. в Приенисейской Сибири. В статье рассматриваются вопросы практики организации социального воспитания «дефективных» детей. Показано, что в Приенисейской Сибири 20-х годов ХХ века к учреждениям социального воспитания указанной категории детей относились школа-интернат для глухонемых детей и школа для физически дефективных детей; в целом развитие практики социального воспитания в учреждениях для «дефективных» детей в Приенисейской Сибири шло по пути совершенствования методики обучения коммуникации, освоения общетрудовых и начальных профессиональных навыков, что подтверждало оптимистическую позицию государства о включении каждого ребенка в общественную жизнь через обучение и труд. Обоснован тезис о том, что обращение к историческому опыту развития специальной школы напрямую связано с идеями инклюзии и позволит обогатить современные представления о процессах социально-педагогической поддержки и сопровождения этой категории детей.
Для цитирования: Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Практика социального воспитания детей с нарушениями в развитии в Приенисейской Сибири в 20-е годы ХХ века // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 2. С. 5–15. DOI: 10.37482/2227-6564-V001

Ключевые слова

Приенисейская Сибирь, 1920-е годы, практика социального воспитания в Приенисейской Сибири, учреждения социального воспитания, детская «дефективность», «дефективные» дети
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А.Г. Калашникова; при участии М.С. Эпштейна. М.: Работник просвещения, 1928. Т. 2. 634 стб.
2. Дефективные дети // Нар. образование. 1918. № 4-5. С. 66.
3. Как учат говорить глухонемых // Краснояр. рабочий. 1924. № 225. С. 6.
4. Сибирская советская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. З-К. М.: Зап.-Сиб. отд-ние ОГИЗ, 1931. 1152 стб.
5. Просвещение в Сибирском крае: основные итоги текущего обследования учреждений народного образования 1929–30 г. Новосибирск: Статсектор Крайплана, 1930. 105 с. URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/6276/ read.php (дата обращения: 27.11.2019).
6. Бибикова В.В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири. Красноярск: ВВВ, 2008. 352 с.
7. Шумакова Н.А. Социализация подростка в системе общего школьного образования и социального воспитания Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века (1918–1931 гг.): дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 179 c.
8. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 39, 95, 140, 161, 298.
9. Калинникова-Магнуссон Л.В., Магнуссон М. Социальная политика в отношении детской «дефективности» в военно-революционный период и первую декаду советской власти (1914–1927 годы) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2015. № 1. С. 157–166.
10. Лизунова Г.Ю., Таскина И.А., Кудирмекова Н.И., Чертолыс В.Н., Кащеева Н.В. Инклюзивное образование в России: историко-педагогические основы развития // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 125–127.
11. Никифорова А.В. Накопление знаний о способах обучения и воспитания дефективных детей и подготовка педагогических кадров дефектологического профиля // Вестн. ТГПУ. 2013. № 1(129). С. 93–96.
12. Щербинин П.П. «Физически-дефективные дети» и их призрение в первой трети ХХ века: региональный аспект // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2019. Т. 24, № 178. С. 140–148. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-178-140-148
13. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: http:// www.libussr.ru/infdoc2.htm (дата обращения: 25.11.2019).
14. Кащенко В.П. Дефективные дети школьнаго возраста и всеобщее обучение: докл. на Всерос. съезде деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых, в Москве, от 27 до 31 декабря 1910 г. М., 1910. 12 с.
15. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология исключительного детства // Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова; при участии М.С. Эпштейна. М.: Работник просвещения, 1927. Т. 1. С. 191–214.
16. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей (на основе доклада, прочитанного на II Съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.)) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 6. С. 15–25.
17. Лобанова О.Б., Колокольникова З.У. Проблемы организации социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ в. // Соврем. проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: www.science-education.ru/115- 11968 (дата обращения: 25.11.2019).
18. Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М.: Работник просвещения, 1929. 144 с.
19. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Нормативно-правовое обеспечение социального воспитания «физически дефективных» детей в РСФСР в 1920–1930-е годы // Право и образование. 2019. № 1. С. 138–144.
20. Красноярский край в истории Отечества: в 2 кн.: хрест. для учащихся ст. кл. сред. шк. Кн. 2. Октябрь 1917 – 1940. Красноярск: Кн. изд-во, 1996. 272 с.
21. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 298.
22. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 140.
23. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 161.
24. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 95.
25. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 1. Д. 39.
26. ГАКК. Ф. Р-93. Оп. 4. Д. 17.