CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов. С. 142–149

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

316.344.32+378.4

Сведения об авторах

КУДРЯШОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 250 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий
Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: e.kudryashova@narfu.ru
СОРОКИН Сергей Эдуардович, кандидат политических наук, доцент, проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций
Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: s.sorokin@narfu.ru

Аннотация

Роль университетов в жизни современного общества выходит за привычные границы двух «миссий» – образовательной и научной. Все большее значение приобретает «третья миссия», предполагающая участие университетов в жизни регионального сообщества. В данном контексте она рассматривается в т. ч. с позиции социальной вовлеченности образовательных организаций в региональные социально-экономические процессы. Университеты становятся значимыми субъектами, принимающими на себя ответственность не только за внутренние процессы, связанные с созданием комфортных условий жизнедеятельности работников и обучающихся, но и за формирование развивающей среды в регионе. Основываясь на опыте исследования корпоративной социальной ответственности в сфере бизнеса, авторы анализируют теоретические подходы к определению социальной ответственности университетов, выявляют формы и механизмы ее реализации, прослеживают связи социальной ответственности и «третьей миссии» университетов. Притом что в основу осмысления вопросов социальной ответственности легли исследования в сфере бизнеса, выработанные научные подходы начинают применяться и к изучению других общественных институтов, и в частности университетов. Социальная ответственность университетов имеет свои особенности, обусловленные их миссией, структурой и формой организации, внутренними процессами и отношениями. На примере Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова рассматривается практическое применение принципов социальной ответственности в работе университетов. Аргументируется вывод о том, что системная работа университетов по реализации политики социальной ответственности способствует выполнению их стратегических целей и задач, поскольку позволяет вовлекать в процессы развития ключевых стейкхолдеров.

Ключевые слова

«третья миссия» университета, социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность
Скачать статью (pdf, 4.1MB )

Список литературы

1. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / пер. с англ., под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
2. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2011. 240 с.
3. O’Shea R., Allen T., Morse K. Creating the Entrepreneurial University: The Case of MIT. Presented at Academy of Management Conference. Hawaii, 2005.
4. Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / ed. by C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. Leicester: NIACE, 2005. P. 148–150.
5. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестн. междунар. организаций. 2011. № 1(32). C. 133–144.
6. Смирнов В.А., Фадеева Л.А., Пунина К.А., Голубев С.В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (российский и европейский опыт) // Ars Administrandi. 2013. № 4. С. 102–116.
7. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет как научный и социальный институт в современном российском обществе // Высш. образование в России. 2014. № 7. С. 37–43.
8. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 447 с.
9. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М.: Новое изд-во, 2006. 240 с.
10. Пузырева Ю.А. Имидж бизнес-организации и ее социальная ответственность // Проблемы управления. 2011. № 4(41). С. 103–107.
11. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестн. междунар. организаций. 2012. № 1(36). С. 203–218.
12. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949.