CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Организация пароходного сообщения на Енисее в XIX веке: история одного дневника. С. 15–26

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

94(47).07:656.628

Сведения об авторах

ГОНЧАРОВ Александр Евгеньевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры технического иностранного языка Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск). Автор 30 научных публикаций, в т. ч. двух монографий*
*Адрес: 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 31; e-mail: goncharovae@sibsau.ru
КАРЕЛИН Николай Михайлович,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск). Автор 7 научных публикаций**
**Адрес: 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 31; e-mail: karelinnm84@mail.ru

Аннотация

История парового судоходства на Енисее начинается во второй половине XIX века. К середине 1880-х годов енисейские купцы стали регулярно отправлять торговые экспедиции в низовья Енисея. Несмотря на применение паровых судов, уровень организации данных экспедиций, а также их техническое оснащение оставались на очень низком уровне. На сегодняшний день история развития пароходного транспорта на Енисее – крупнейшей реке Сибири, связывающей Северный морской путь с Транссибирской железной дорогой, – остается слабоизученной. Нам не известно ни одной историче- ской работы, которая подробно описывает развитие енисейского пароходного сообщения в XIX веке в части организации судовождения и развития материально-технической базы. Причина – малое количество сохранившихся источников. До 1890-х годов пароходное сообщение не контролировалось государством, поэтому основные документы были частного происхождения. К сожалению, большинство енисейских купцов, равно как и нанятые ими пароходные служащие, не вело никаких учетных записей. В связи с этим многие сведения о судоходстве на Енисее поступали от ученых и путешественников, бывавших на данной территории, в т. ч. иностранных. Таким образом, дневник Николая Игнатьевича Кытманова, представителя династии енисейских купцов и пароходовладельцев, участника экспедиции 1885 года в низовья Енисея, является важным историческим источником, позволяющим взглянуть на мир енисейского парового судоходства глазами предпринимателя-сибиряка. В настоящей статье анализируются условия, в которых проходили рейсы, описанные в дневнике Кытманова, где раскрываются важнейшие аспекты работы экспедиции, включая методы судовождения, техническое обслуживание судна, а также повседневная жизнь на пароходе. Дневник велся ежедневно; в нем подробно фиксировались причины коротких и длительных остановок, задержек в пути, интересные встречи и наблюдения о природе Енисейского Севера.

Ключевые слова

Енисей, Енисейский Север, Северный морской путь, Н.И. Кытманов, судоходство на Енисее, торговые экспедиции
Скачать статью (pdf, 4.9MB )

Список литературы

1. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. / гл. ред. А.П. Окладников. Т. 3. Сибирь в эпоху капитализма. Л.: Наука, 1968. 530 с.
2. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. Влияние пароходства на развитие рыболовного и охотничьего промыслов в Енисейской губернии (1863–1917 годы) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2016. № 3. С. 14–23.
3. Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII – начало XX в.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 316 с.
4. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. История развития рыбного промысла в низовьях Енисея в досоветский период (1822–1917 гг.) // Вестн. Краснояр. гос. аграр. ун-та. 2012. № 4. С. 242–249.
5. Barr W., Krause R., Pawlik P.-M. Chukchi Sea, Southern Ocean, Kara Sea: The Polar Voyages of Captain Eduard Dallmann, Whaler, Trader, Explorer, 1830–96 // Polar Record. 2004. Vol. 40, № 1. P. 1–18.
6. Гайдин С.Т., Бурмакина Г.А. История охотничьего и рыбного хозяйства Приенисейского региона (1822–1991 гг.). Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2015. 370 с.
7. Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сибири, XIX в. Новосибирск: Наука, 1990. 216 с.
8. Близняк Е.В. Заметки о Нижнем Енисее. Петроград: Типолитография «Энергия», 1915. 40 с.
9. Семенов В.И. Забытый путь из Европы в Сибирь. Енисейская экспедиция 1893 года. СПб.: Обществ. польза, 1894. 185 с.
10. Johnson H. The Life and Voyages of Joseph Wiggins, F.R.G.S.: Modern Discoverer of the Kara Sea Route to Siberia, Based on His Journals and Letters. London: John Murray, 1907. 396 p.
11. Сотников А.А. К вопросу об эксплуатации Норильского (Дудинского) месторождения каменного угля и медной руды в связи с практическим осуществлением и развитием Северного морского пути. Томск, 1919. 54 с.
12. Владимиров Е.И. Героический рейс шхуны «Утренняя заря». М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1940. 48 с.