CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Религиоведческие аспекты самопрезентации в старообрядческой литературе. С. 62–73

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

111.7:291.1

Сведения об авторах

АРИНИН Евгений Игоревич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор более 200 научных публикаций 
Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87; е-mail: eiarinin@mail.ru
МИЛЬКОВА Анна Владимировна, аспирант кафедры культурологии и религиоведения высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор трех научных публикаций
Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 1; e-mail: a.milkova@narfu.ru

Аннотация

Феномен старообрядчества сегодня широко изучается историками, филологами, этнографами, социологами, философами, экономистами и представителями целого ряда других наук. В данной статье старообрядчество предлагается рассматривать в контексте религиоведческого истолкования концептуального аппарата теории «аутопойетических систем» одного из крупнейших социальных философов ХХ века Никласа Лумана. Старообрядчество чрезвычайно интересно для комплекса религиоведческих наук, т. к. оно носит ярко выраженный «аутопойетический» характер, поскольку включает относительно замкнутые и автономные сообщества, объединяемые стремлением сохранять аутентичное «благочестие веры отцов» на протяжении более чем 350 лет в условиях противоречивых отношений с властями и другими религиозными объединениями. «Старолюбцы» отождествляли себя с «ревнителями древлего благочестия», тогда как власть могла квалифицировать их в рамках целого спектра идентификаций, начиная с уголовной характеристики как «еретиков» (1656) до «двоеданов» (1716), «старообрядцев» (1763), «единоверцев» (1800) и «церкви» (1917). Это противостояние привело к особому акцентированию на личной религиозности, подчеркнутой в старообрядчестве, что порой позволяет трактовать его как «гуманистические движения», «демократические и свободные объединения», «народные церкви», противопоставляемые положению мирян в «государственной», «официальной», «полицейской» церкви и «правительственной вере». Современные старообрядцы находятся в процессе возрождения этноконфессионального самосознания, во многом утраченного во времена советской власти, когда важной считалась только общенациональная идентичность на базе коммунистической идеологии. Сегодня возрождение этноконфессиональной идентичности способствует возрождению традиционных ценностных ориентаций старообрядцев, что отражается в их своеобразной культуре, сохраняемой в местах их компактных поселений, основой которой являются традиционализм, доминантность книжной традиции и относительная обособленность от культуры соседей.

Ключевые слова

старообрядчество, религиоведение, социальная философия, «аутопойетическая система», древлеправославная церковь, беспоповцы, этноконфессиональная идентичность
Скачать статью (pdf, 3.8MB )

Список литературы

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990. 
  2. Аринин Е.И. Религия как «аутопойетическая» система в работах Н. Лумана // Религиоведение. 2013. № 2. С. 97–106. 
  3. Кутузов Б.П. Ошибка русского царя: византийский соблазн. М., 2008. 
  4. Колосов В., Павлова Т. К этимологии терминов «православный» и «православие». URL: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/kolos_etim.php (дата обращения: 09.05.2017). 
  5. Ведешкин М.А. Кодекс Феодосия «О язычниках, жертвоприношениях и храмах» // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: История. Политология. 2013. Т. 27, № 15(158). С. 38–47. 
  6. Белякова Е.В. Первые опыты русской церковной историографии // Факты и знаки: Исследования по семи- отике истории. М., 2008. Вып. 1. С. 219–221. 
  7. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002. 
  8. Керов В.В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2004. С. 21–22. 
  9. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1199 (дата обращения: 09.05.2017). 
  10. Костров А.В. Развитие концепции старообрядчества в официально-церковном и старообрядческом направлениях отечественной историографии во 2 пол. XIX – нач. XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2004. 
  11. Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. / науч. ред. Н.В. Понырко. М., 2008. Т. II. 568 с. URL: http://avidreaders.ru/read-book/literaturnoe-nasledie-vygovskogostaroobryadcheskogo- obschezhitelstva-tom1.html (дата обращения: 09.05.2017). 
  12. Stolz F. Grundzüge der Religionswissenschaft. Göttingen, 1988. 
  13. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: в 2 т. / сост. Г.М. Прохоров, общ. ред. В.В. Нехотина. М., 2006. 
  14. Hume D. The Natural History of Religion. London, 1757. 
  15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001. 
  16. Маграт А. Богословская мысль Реформации. URL: http://www.psujourn.narod.ru/lib/mag_teol1.htm (дата обращения: 09.05.2017). 
  17. Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: Метрический очерк русского религиозного разномыслия. СПб., 1908. 
  18. Живов В. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века. URL: http:// www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=886 (дата обращения: 26.04.2017).