CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Семиотика модальностей эсхатологического дискурса маргинальной религиозности. С. 70–80

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

[140.8:172.3]+[291.1:236]

Сведения об авторах

ПРИЛУЦКИЙ Александр Михайлович,
доктор философских наук, профессор кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заведующий кафедрой философии и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, 4 учебников
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 20; e-mail: alpril@mail.ru

Аннотация

Эсхатологические дискурсы современной маргинальной религиозности, ориентированные на христианский традиционалистский паттерн, будучи в достаточной степени неизученными, представляют особый интерес для семиотического исследования. Их семиотическая специфика зависит от ряда факторов, в т. ч. от типов модальности ключевых высказываний. В данной статье выделяются и анализируются профетическая, эпистемическая, дебитивная и императивная модальности. Профетическая модальность характеризуется воспроизведением символов и метафор Апокалипсиса в контексте «современных пророчеств», продуктивностью метафор войны, которые иногда обретают сюжетность и распространяются до аллегорий, двунаправленностью семиотического дрейфа. Эпистемическая модальность раскрывается в высказываниях, которые объявляют доказанной правомочность утверждений, развивающих профетическую модальность, и опровергнутой «ложную герменевтику» теологических оппонентов, воспроизводят предположения, оцениваемые в качестве сомнительных. Ее задача – обосновать правомочность использования сомнительных с канонической точки зрения источников: пророчеств различных псевдостарцев, юродивых и т. д. Дебитивная модальность, выражающая отношение говорящего к категориям долженствования и необходимости, в дискурсах маргинальной эсхатологии представлена достаточно скромно. Она присуща большинству аскетических текстов, регулирующих отношение человека к различным «соблазнам современности». Императивная модальность используется преимущественно для усиления перлокутивного эффекта императивных высказываний, в т. ч. через включение их в эсхатологические дискурсы. Автор приходит к выводу, что модальные высказывания в исследуемом дискурсе последовательно задействуются для увеличения иллокутивной силы эсхатологического нарратива. Данную особенность дискурса необходимо учитывать при анализе динамики религиозной ситуации.

Ключевые слова

эсхатология, семиотика религии, религиозный дискурс, маргинальная религиозность, теория семиотического дрейфа
Скачать статью (pdf, 3.7MB )

Список литературы

  1. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиозис и семиодинамика теологических и мифологических знаковых систем. М., 2010. 400 с. 
  2. Давыдов И.П. Семиотика религии и функциональный анализ текста Юлии Кристевой в свете религиоведческой проблематики // Science, Technology and Life – 2016: Proс. 3rd Int. Sci. Conf. / ed. by prof. A.M. Arzumanjan, Karlovy Vary – Moscow, 24–25 December 2016. Karlovy Vary; Kirov, 2016. С. 221–230. 
  3. Рахманин А.Ю. Семиотические аспекты процедуры определения (на примере определений религии) // Вестн. Рус. христиан. гуманит. акад. 2014. Т. 15, вып. 4. С. 200–211. 
  4. Ионе В.И. Семиотика «смерти бога» как выражение идеологии самообожествления в текстах представите- лей церквей «нового мышления» // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е: Пед. науки. 2016. № 7. С. 40–46. 
  5. Религия как знаковая система: знак, ритуал, коммуникация: сб. науч. ст. / сост. В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий. Тверь, 2011. 153 с. 
  6. Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011. 384 с. 
  7. Лебедев В.Ю. К вопросу о верифицируемых закономерностях трансформации семантики религиозного ритуала // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2009. Т. 29, вып. 4. С. 85–94. 
  8. Прилуцкий А.М. Метафорика религиозного ритуального дискурса // Религия. Церковь. Общество: исслед. и публ. по теологии и религии. 2013. Вып. 2. C. 21–38. 
  9. Вольникова Е.А., Семенова С.Р. О текстообразующей роли модальности в текстах различных стилей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2, № 1(23). С. 183–187. 
  10. Почепцов С.С. Религиозные субкультуры: проблема взаимосвязи с субкультурными религиями // Науч. вед. Белгород. гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Право. 2011. № 8. С. 104–109. 
  11. Римская О.Н. Субкультуры и субкультурные религии в постсекулярную эпоху // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 2(10). С. 76–83. 
  12. Сайнаков Н.А. Маргинальность как понятие. Методологические перспективы в историческом исследовании // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2013. № 375. С. 97–101. 
  13. Погасий А.К. Конкурентные религиозные дискурсы в социально-исторической эволюции русского православия: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2013. 45 с. 
  14. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. Екатеринбург, 2007. 480 с. 
  15. Филатов М.В. Эсхатологические традиции русского народа // Вестн. Моск. гос. ун-та леса – Лес. вестн. 1999. № 3. С. 31–38. 
  16. Почепцов Г.Г. Нарративный инструментарий воздействия // Верхневолж. филол. вестн. 2015. № 3. С. 69–74. 
  17. Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм/религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестн. Православ. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1(57). С. 87–97. 
  18. Ересько М.Н. Язык религии: философско-когнитивный анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2008. 42 с. 
  19. Липатова А.П. К вопросу о жанровой природе эсхатологического рассказа // Традиц. культура. 2011. № 4. С. 115–125. 
  20. Смурова О.В. Степень уверенности и обоснованность как компоненты значения эпистемических модальных операторов // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2011. Вып. 633. С. 67–78.