CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Китайские театральные постановки на советских сценах в 1950-е годы. С. 30–36

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

94(47).084.8:792

Сведения об авторах

Чжуан Юй,
аспирант кафедры новейшей истории России института истории Санкт- Петербургского государственного университета*
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, ул. Менделеевская линия, д. 5; e-mail: zy.tanya@yandex.ru

Аннотация

Китайские театральные постановки в Советском Союзе в 1950-е годы появились на фоне активного развития государственных отношений между КНР и СССР, заняв видное место в процессе углубления двусторонних культурных связей. В этот период пропаганда китайского театра в СССР, исходя из политической стратегии, имела определенный успех в сфере культуры. Советские зрители получали представление о Китае не только через средства массовой информации и научные публикации, призванные познакомить их с состоянием китайского театрального искусства: китайские оперные театры активно приглашались на гастроли в Советский Союз, что обеспечивало их доступность на территории СССР. Кроме того, популярность китайского театра была связана с постановками произведений китайской драматургии на сценах советских театров. В частности, на московской сцене были поставлены два исторических спектакля – «Пролитая чаша» и «Цюй Юань», ставших знаковыми. Все это свидетельствовало о том, что в 1950-е годы китайский театр имел действительно широкую популярность среди советских зрителей. Данная статья, подготовленная на основе архивных материалов, а также советской периодики, показывает пути распространения китайского театра в Советском Союзе. Анализируя китайские пьесы и музыкальные спектакли, появившиеся в Советском Союзе в 1950-е годы, автор делает вывод о том, что пропаганда китайского театра в СССР была средством укрепления идеологии стран социалистического лагеря и служила политическим интересам.

Ключевые слова

китайская драматургия, китайские театральные постановки, китайский театр в СССР
Скачать статью (pdf, 3.6MB )

Список литературы

  1. Шэнь Ч. Советские специалисты в Китае (1948–1960). М., 2015. 423 с. 
  2. Анастасьев А.Н. В китайском театре: Путевые заметки. М., 1957. 
  3. Образцов С.В. Театр китайского народа. М., 1957. 
  4. Гайда И.В. Театр китайского народа. М., 1959. 
  5. Серова С.А. Пекинская музыкальная драма (середина XIX – 40-е годы XX в.). М., 1970. 
  6. Серова С.А. Театр и традиционное китайское общество (проблемы личности социального идеала), середи- на XVI – середина XVII вв.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1989. 
  7. Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI–XVII вв.). М., 1990. 
  8. Серова С.А. Китайский театр – эстетический образ мира. М., 2005. 
  9. Серова С.А. Религиозный ритуал и китайский театр. М., 2012. 
  10. Анастасьев А.Н. Пьесы наших друзей // Современные китайские пьесы. М., 1956. С. 8. 
  11. Семанов В.И. Драматургия Лао Шэ // Писатели стран народной демократии. М., 1960. Вып. 4. С. 5–76. 
  12. Никольская Л.А. Драматургия Цао Юя // Сов. китаеведение. 1958. № 4. С. 81–84. 
  13. 13. Никольская Л.А. Тянь Хань и драматургия Китая XX в. М., 1980. 216 с.