CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Векторы упорядочивающего уподобления в драматургии А.П. Чехова как предтечи драмы абсурда. С. 106–115

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

81’1:81’22

Сведения об авторах

ЛОГИНОВА Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой германских языков и методики их преподавания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Автор 30 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, двух учебных пособий*
*Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46; e-mail: e.loginova@rsu.edu.ru

Аннотация

В статье рассматривается основной способ упорядочения эксплицитной и имплицитной информации в художественном тексте – уподобление. Уподобление функционирует в языке и дискурсе, являясь лингвокогнитивной универсалией, благодаря которой упорядочивается коммуникация и языковые средства ее реализации. Исследователь, имеющий дело с изучением уподобления, неизбежно сталкивается с изучением процесса семиозиса, предполагающего не только означивание опыта (лингвистического и экстралингвистического), но и его интерпретацию. Стержнем является знак, поскольку упорядочение лингвистического и экстралингвистического опыта через уподобление происходит за счет соотнесения разных знаков и знаковых систем. Для исследования упорядочения разных знаков и знаковых систем, находящихся на поверхности, взаимодействия глубинных знаковых систем, а также связи поверхностных и глубинных знаковых систем между собой была разработана модель упорядочивающего уподобления, включающая четыре вектора, каждый из которых представляет собой последовательность вех, свидетельствующих о направлении упорядочения. Векторная модель упорядочивающего уподобления, выступая инструментом анализа упорядочения одновременно и формы, и содержания художественного произведения, устанавливает взаимозависимость разных знаков и/или знаковых систем в рамках едино- го коммуникативного пространства, определяемого замыслом автора. В силу специфики, обусловленной онтологической поликодовостью драматургического текста, в качестве материала исследования была выбрана драма. На примере пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» автор статьи демонстрирует валидность функционирования соположенных векторов и переходов соположенных вех в рамках каждого вектора в общем стремлении высказывания к упорядочению через уподобление. Выбор драматургии А.П. Чехова в качестве материала исследования обусловлен тем, что у него впервые используются те средства упорядочения формы и содержания эксплицитной и имплицитной информации, которые затем получают свое развитие в драме абсурда.

Ключевые слова

А.П. Чехов, драма абсурда, упорядочение, уподобление, векторная модель, соположенность знаков, кодовые переходы
Скачать статью (pdf, 3.3MB )

Список литературы

  1. Esslin M. The Theatre of the Absurd. N. Y., 1961. 357 p. 
  2. Albee E. Which Theatre Is the Absurd One? // The New York Times on the Web. February 25, 1962. URL: http:// www.nytimes.com/books/99/08/15/specials/albee-absurd.html (дата обращения: 15.04.2016). 
  3. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: в 4 т. Т. 3. Об изменении значения и заменах существительного / общ. ред., предисл. и вступ. ст. чл.-корр. АН СССР В.И. Борковского. М., 1968. 551 с. 
  4. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: избр. тр. / отв. ред. М.П. Алексеев, А.П. Чудаков. М., 1976. 512 с. 
  5. Виноградов В.В. История слов. URL: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5311&0a0=276 (дата обращения: 10.02.2016). 
  6. Соболевский А.И. Из истории русского словарного материала // РФВ. 1913. Т. 70, № 3–4. C. 92–93. 
  7. Паперный З. «Всякому человеку вообще» // Чехов А.П. Избранные сочинения. М., 1988. С. 3–21. 
  8. Ранчин А. Вишневый лес: А.Н. Островский и А.П. Чехов // Лит. 2003. № 28. URL: http://lit.1september.ru/ article.php?ID=200302808 (дата обращения: 10.02.2016). 
  9. Абдуллаева 3. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопр. лит. 1987. № 4. С. 155–170. 
  10. Ковшова М.Л. Не совсем слова в драматическом тексте Чехова // Критика и семиотика. 2012. № 17. C. 280–295. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs17_kovshova.pdf (дата обращения: 22.04.2016). 
  11. Hayakawa S.I., Hayakawa A.R. Language in Thought and Action. 5th ed. Harcourt Brace Jovanovich, 1990. 287 p. 
  12. Дубин Б. Сэмюэл Беккет // Иностр. лит. 2001. Вып. 1. С. 256–258.