CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Культурно-историческое время и визуализация фехтовального поединка в театре и кинематографе. С. 72–82

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2+37.018.8+796.86+796.088

Сведения об авторах

КУЛИКОВ Сергей Борисович, доктор философских наук, доцент, декан факультета общеуниверситетских дисциплин Томского государственного педагогического университета. Автор 70 научных публикаций*
*Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, д. 60, корп. 1; e-mail: kulikovsb@tspu.edu.ru
ПОДБЕРЕЖНАЯ Алла Алексеевна, научный сотрудник отдела исследований и разработок Томского государственного педагогического университета. Автор 4 научных публикаций**
**Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, д. 60, корп. 2; e-mail: young_be@sibmail.com

Аннотация

Выполнение проекта по выявлению влияний античных идей на современные представления обусловило интерес к философско-культурологическому и педагогическому потенциалу античных идеалов, основанных на принципе единства блага и красоты, или калокагатии. В данном отношении важно было затронуть основы спортивной подготовки, прояснить каузальные связи культурно-исторического времени, детерминирующего прогрессивные тенденции в фехтовании, а также варианты визуализации фехтования в рамках театра и кинематографа. Опора на методы сравнительного анализа и культурного моделирования при прояснении связей культурно-исторического времени и фехтования позволяет заложить фундамент подготовки спортсменов, учитывающей фактор времени во взаимодействиях бойцов, судей и публики. Выявлено, что культурно-историческое время играет специфическую роль в развитии артистического фехтования: открываются новые перспективы по визуализации фехтовальных поединков на сцене театра, в кинематографе и спорте. В современности стандарты демонстрации и критерии оценки поединков видоизменяются. Воспроизведение поединка служит указанию на виртуальный характер конфликтных ситуаций, представленных в качестве реализации предварительно утвержденного плана поединка в соревновательной практике, а также в виде воплощения режиссерского замысла в театральном действии и кинематографическом произведении. Вместе с тем при постановке поединков в театре и кино, равно как при подготовке спортсменов к соревнованиям, необходимо сохранять аутентичность выполняемых действий и создаваемого образа. В связи с этим обнаруживается непреходящая ценность предложенной еще в Античности калокагатии, представленной в современных условиях как принцип единства формы и содержания. Этот принцип становится основой общезначимых стандартов качества, на которые опираются зрители при оценке визуализаций фехтовальных поединков средствами театра и кинематографа, а также ориентируются судьи при оценке отдельных выступлений в спорте.

Ключевые слова

культурно-историческое время, философия культуры, культурные модели, античное наследие, артистическое фехтование, калокагатия. С. 72–82
Скачать статью (pdf, 3.3MB )

Список литературы

  1. Коноплева Е.Н. Формирование техники передвижения юных шпажистов: дис. … канд. пед. наук. Красно- ярск, 2002. 156 с. 
  2. Виноградов Д.Л. Состав действий в тренировочных поединках и технико-тактическая подготовка юных пятиборцев 14–15 лет в фехтовании на шпагах: дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 119 с. 
  3. Бычков Ю.М. Моделирование двигательных действий в педагогическом мастерстве тренера: на примере фехтования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 240 с. 
  4. Арансон М.В. Биологическое обоснование тренировочной и соревновательной деятельности в историче- ском фехтовании: дис. … канд. биол. наук. М., 2007. 144 с. 
  5. Горбулева М.С. Роль символа меча в современной культуре: дис. … канд. филос. наук. Томск, 2011. 187 с. 
  6. Горбулева М.С., Мелик-Гайказян И.В., Мещерякова Т.В. Меч и скальпель: семиотическая диагностика трансформации властных взаимоотношений как культурных детерминаций основных принципов биоэтики. Томск, 2013. 268 с. 
  7. Amberger J.Ch. The Secret History of the Sword: Adventures in Ancient Martial Arts. Burbank, 1999. 294 p. 
  8. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Искусство сценического фехтования. М., 2004. 272 с. 
  9. Tylecote R.F. A History of Metallurgy. 2nd ed. London, 2002. 219 p. 
  10. Медведев А.П. Был ли греческий полис государством? // Античный мир и археология: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2006. Вып. 12. С. 17–32. 
  11. Williams A. The Knight and the Blast Furnace: A History of the Metallurgy of an Armour in the Middle Ages & the Early Modern Period. Leiden; Boston, 2003. 966 p. 
  12. Клифан К. Рыцарский турнир. Турнирный этикет, доспехи и вооружение / пер. с англ. В.Д. Кайдалова. М., 2007. 238 с. 
  13. Окшотт Э. Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение / пер. с англ. А.Н. Анваера. М., 2007. 187 с. 
  14. Мишенев С.В. История европейского фехтования. Ростов н/Д., 2004. 208 с. 
  15. Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования / пер. с англ. И.А. Емеца. М., 2007. 221 с. 
  16. Боянус С.К. Средневековый театр // Очерки по истории европейского театра. Петроград, 1923. С. 55–104. 
  17. Шустова Е.Н. Своеобразие драматического действия в пьесе М. Булгакова «Дон Кихот» // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 1999. Вып. 6(15). С. 52–58. 
  18. Лобанов В.В. Развитие инновационности дополнительного образования детей в авторской образовательной программе «Саберфайтинг» // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358. С. 158–161. 
  19. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. Большакова. М., 1996. 240 с.