Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Жанровые формы в российских и зарубежных интернет-СМИ. С. 59–65.

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

81.33

Сведения об авторах

Гильманова Айгуль Нургаяновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики электронных средств массовой информации института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 9 учебных пособий

Аннотация

В статье изложены результаты контент-анализа текстов российских и американских интернет-СМИ за период с января по июль 2014 года. Всего проанализировано 100 публикаций на предмет жанровых разновидностей текстов интернет-СМИ, степени оригинальности информации, реализации мультимедийных, интерактивных и гипертекстуальных свойств интернет-СМИ. Автором проанализированы самые посещаемые интернет-СМИ США и России, существующие только в электронном виде: The Huffington Post, Drudge Report, Gazeta.ru, ИА «РИА Новости», ИА «Татар-Информ». Интернет-СМИ России находятся на первой стадии развития, копируя традиции печатных СМИ в оформлении и содержании. Интернет-издания США находятся на второй стадии развития – стадии, когда у интернет-СМИ появляются собственные отличительные черты. К таким чертам можно отнести традиции жанрообразования. Основной массив контента в интернет-изданиях создается в информационных жанрах, активно используются диалогичные формы (реплика, комментарий, интервью). Успех диалогичных форм в интернет-изданиях можно объяснить техническими возможностями интернет-среды, а именно интерактивностью, возможностью общаться с читателями в режиме онлайн. Технологии Web 2.0 и прагматические цели коммуникации также влияют на процесс жанрообразования в интернет-СМИ. Возможность общаться с читателями, зрителями, слушателями в режиме онлайн позволяет развиваться таким жанровым формам, как форум, комментарий, онлайн-интервью. Возможности гипертекста изменяют классические формы аналитических жанров в интернет-журналистике. Мультимедийные возможности интернет-СМИ позволяют существовать таким технически смешанным формам, как интервью с фрагментами видео, оформление текста в виде инфографики.

Ключевые слова

средства массовой информации, интернет-СМИ, жанровые разновидности, массовая коммуникация, интернет-газеты.
Скачать статью (pdf, 3MB )

Список литературы

  1. Лукина М.М., Фомичёва И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005. 89 с. 
  2. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М., 2005. 384 с. 
  3. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов. М., 2011. 142 с. 
  4. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие. Тамбов, 2006. 80 с. 
  5. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. M., 2009. 400 с. 
  6. Градюшко А.А. Современная веб-журналистика Беларуси. Минск, 2013. 179 с. 
  7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с. 
  8. Зарубежная лингвистика: сб. ст / под ред. В.А. Звегинцева. М., 1999. 352 с. 
  9. Форти А. Объекты желания: дизайн и общество. М., 2013. 480 с.