CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Неконгруэнтность как когнитивный механизм комического (на материале российских телевизионных скетчей). С. 95–102.

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

81´37; 81´42

Сведения об авторах

Палкевич Ольга Язеповна, кандидат филологических наук, доцент, директор библиотеки и медиатеки Евразийского лингвистического института в г. Иркутске – филиала Московского государственного лингвистического университета. Автор 41 научной публикации, в т. ч. одной монографии и трех учебных пособий

Аннотация

Антропоцентризм как одна из парадигмальных черт современной лингвистики выдвинул на первый план задачу изучения феноменов внутреннего мира человека, в т. ч. эстетических категорий. Комическое как одна из эстетических категорий неоднократно становилась предметом изучения, в т. ч. лингвистики. Объектом данной статьи является комическое, как оно представлено в современных российских СМИ. Анализ проводится на материале комических скетчей телевизионного шоу «Уральские пельмени». Телевизионные комические скетчи рассматриваются с точки зрения теории неконгруэнтности. При этом избирается метод моделирования ментальных пространств Ж. Фоконье и М. Тернера. Неконгруэнтность – результат концептуального блендинга нескольких ментальных пространств, нарушающий ожидания адресата и подлежащий интерпретации. Устанавливается, что неконгруэнтность является фазовым процессом, включающим введение и формирование горизонта ожидания, появление отправной точки неконгруэнтности, введение и развитие неконгруэнтности, комбинацию неконгруэнтностей, разрешение неконгруэнтности. Названные фазы подробно анализируются на примере одного скетча. Выявляется, что в комических скетчах неконгруэнтность создается и поддерживается языковыми и аудиовизуальными средствами. В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что маркерами, сигнализирующими о неконгруэнтности на уровне языковой структуры, являются многозначные лексемы и эллипсы. Признак неконгруэнтности на семантическом уровне – множественное сжатие исходных ментальных пространств. Проведенный анализ выявил концептуальные основы неконгруэнтности как частного случая парадокса и способы его выражения в языке. Дальнейшие задачи исследования состоят в изучении механизмов неконгруэнтности при повторном восприятии шуток, юморесок, комических скетчей.

Ключевые слова

неконгруэнтность, комическое, ментальное пространство, концептуальный блендинг, скетч.
Скачать статью (pdf, 3.8MB )

Список литературы

  1. Kotthoff H., Jashari S., Klingenberg D. Komik (in) der Migrationsgesellschaft. München, 2013. 
  2. O’Shannon D. What are You Laughing at? A Comprehensive Guide to the Comedic Event. N. Y.; London, 2012. 
  3. Santana López B. Lachen – Humor – Komik. Eine Systematische Interkulturalitätsanalyse Deutsch und Spanisch. Berlin, 2012. 
  4. Hauser S. Wie Kinder Witze erzählen. Eine linguistische Studie zum Erwerb narrativer Fähigkeit. Bern, 2005. 
  5. Brock A. Wissensmuster im Humoristischen Diskurs. Ein Beitrag zur Inkongruenztheorie anhand von Monty Pyton‘s Flying Circus // Scherzkommunikation. Opladen, 1996. S. 21–49. 
  6. Fauconnier G., Turner M. The Way we Think. Conceptual Blending and the Minds Hidden Complexities. N. Y., 2002. 
  7. Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М., 1992.