CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Современное педагогическое образование в Финляндии и Швеции: структура и содержание. С. 149–157.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

37.013.74(480)(485)(045)

Сведения об авторах

Орлова Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 23 научных публикаций, в т. ч. одной монографии 

Печинкина Ольга Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой языков северных стран и международной научной коммуникации института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 28 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется интересом к проблемам организации педагогического образования в России и за рубежом. Российские реформы происходят в контексте глобальных мировых изменений и ведут к становлению открытого общества, отличительной особенностью которого является взаимодействие с другими странами и народами. Наш интерес к Финляндии и Швеции обусловлен географическим соседством, схожими климатическими условиями, а также традиционными историческими связями поморов с народами этих стран. 
В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки учителей в двух североевропейских странах, раскрыта суть реформ педагогического образования в конце XX – начале XXI века, сопоставлена его структура и содержание, подчеркнуты особенности конкурсного отбора в учебные заведения, готовящие будущих педагогов, уделено внимание организации педагогической практики студентов. 
Сравнительный анализ двух систем педагогического образования, сопоставление их структуры и содержания позволил найти общее и особенное в подготовке учителей Финляндии и Швеции. Выявлены вариативность содержания образования, гибкость структуры, разнообразие технологий обучения в этих североевропейских странах. Финские и шведские студенты имеют возможность создания собственного образовательного маршрута, что позволяет будущим учителям найти себя, развить в себе профессиональные качества, обрести свой стиль преподавания. Педагогическая профессия является у наших северных соседей довольно престижной, а сами страны занимают высокие места по результатам международных исследований качества образования, причем Финляндия по многим позициям опережает Швецию.

Ключевые слова

педагогическое образование, система образования, структура и содержание профессиональной подготовки учителей.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. Kupianen S., Hautamaki J., Karjalainen T. The Finnish Education System and PISA. Helsinki, 2009. 
  2. Волков А. Детям до 16 лет разрешается: финское чудо! // Знание – сила. 2009. № 10. С. 5–13. 
  3. Kansanen P. Teacher Education in Finland: Current Models and New Developments. URL: http://www.helsinki. fi/~pkansane/Cepes.pdf (дата обращения: 03.10.2014). 
  4. Луговская И.Р., Орлова Л.В., Печинкина О.В., Старостина Е.Н. Педагогическое образование в североевропейских странах. Архангельск, 2014. 
  5. Гриценко Н.Н. Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда (опыт стран Европейского союза) // Alma mater. 2012. № 2. С. 65–69. 
  6. Organisation of the Education System in Sweden. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency, EURYBASE, 2011. 
  7. Stockholm University. Courses in Education. Academic Year 2012–2013. URL: http://www.su.se/english/study/ courses (дата обращения: 03.10.2014). 
  8. Comparative Study of Nordic Teacher-Training Programmes. Copenhagen, 2009. 
  9. Methods and Practices Utilized to Support Teachers’ Professional Development: Current State Description. Oulu, 2009.