CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Гастрономический компонент в индустрии туризма. С. 110–117.

Версия для печати

Рубрика: Государство и право. Экономика

УДК

338.48(045)

Сведения об авторах

Зеленская Елена Михайловна, аспирант, стажер-исследователь лаборатории экономики культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). Автор трех научных публикаций

Аннотация

В статье рассматривается гастрономия как ключевой аспект туристической деятельности территории. В условиях стремительного развития туризма и возрастания конкуренции между дестинациями субъекты туристического рынка находятся в постоянном поиске инновационных подходов и новых конкурентных преимуществ своих продуктов и услуг. Автор статьи утверждает, что гастрономия обладает потенциалом, способным увеличить привлекательность туристского продукта и дестинации в целом. Гастрономический компонент соответствует актуальным тенденциям в моделях потребления людей, таким как запрос на аутентичность, креативность и впечатления. В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, исследующих взаимосвязь гастрономии и индустрии туризма, и выявлены ключевые преимущества вовлечения гастрономии в туризм с точки зрения основных стейкхолдеров. Среди преимуществ автор отмечает следующие: повышение конкурентного потенциала территории и гастрономической продукции; диверсификация местной экономики; гибкость к феноменам глобализации и унификации; уменьшение экологических последствий от туристической деятельности, рост ее прибыльности; увеличение притока туристов и др. В работе подчеркивается важность гастрономического компонента для всех видов туризма, а не только для гастрономического, и приводится классификация туристов с точки зрения их гастрономических предпочтений. На основе анализа практического опыта использования гастрономического компонента в туризме рядом дестинаций во Франции, Австрии и Норвегии автор делает выводы о перспективах применения гастрономии субъектами российского туристического рынка. Отмечается отсутствие повсеместного эффективного использования гастрономического компонента в туризме в России и утверждается, что гастрономия может лечь в основу маркетинговой стратегии многих российских туристских дестинаций, обладающих самобытной гастрономической традицией.

Ключевые слова

индустрия туризма, гастрономия, гастрономический туризм, менеджмент дестинаций.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. World Travel & Tourism Council. The Economic Impact of Travel & Tourism 2014. URL: http://www.wttc. org/-/media/files/reports/economic%20impact%20research/regional%20reports/world2014.pdf (дата обращения: 01.02.2015). 
  2. Gilmore J., Pine J. The Experience Economy. Boston, 1999. 
  3. Richards G., Raymond C. Creative Tourism // ATLAS News. 2000. № 23. P. 16–20. 
  4. Hall C.M. Culinary Tourism and Regional Development: From Slow Food to Slow Tourism? // Tourism Rev. Int. 2006. № 9(4). P. 303–306. 
  5. Richards G. The Role of Gastronomy in Tourism Development. Paper Presented at the Fourth International Congress on Noble Houses: A Heritage for the Future. 2014. 
  6. Grbac B., Milohanović A. Contribution of Food Products in Creating Cultural Identity of Tourist Destination. WSEAS International Conference on Cultural Heritage and Tourism. Heraklion, Crete Island, Greece, July 22–24. 2008. P. 83–88. 
  7. Cohen E., Avieli N. Food in Tourism: Attraction and Impediment // J. Tourism Res. 2004. № 31(4). P. 755–778. 
  8. Santich B. Hospitality and Gastronomy: Natural Allies // Hospitality: A Social Lens. 2007. P. 47–59. 
  9. Lin Y.-C., Pearson T.E., Cai L.A. Food as a Form of Destination Identity: A Tourism Destination Brand Perspective // Tourism and Hospitality Res. 2011. № 11. P. 30–48. 
  10. Scarpato R., Daniele R. New Global Cuisine: Tourism, Authenticity and Sense of Place in Postmodern Gastronomy / eds. M. Hall, L. Sharples, R. Mitchell, N. Macionis, B. Cambourne // Food Tourism Around the World: Development, Management and Markets. Oxford, UK, 2003. P. 296–313. 
  11. Saraniemi S., Ahonen M. Destination Branding from Corporate Branding Perspective: Proceedings of the Conference on Corporate Communication. 6–9 June 2008, Wroxton, England, 2008. P. 435–448. 
  12. Blakey C. Consuming Place: Tourism’s Gastronomy Connection // HOHONU. 2012. № 10. P. 51–54. URL: http://hilo.hawaii.edu/academics/hohonu/documents/Vol10x13ConsumingPlace-TourismsGastronomyConnection.pdf (дата обращения: 17.12.2014). 
  13. Mulcahy J. Gastronomic Tourism as an Economic Driver in Ireland, Promoted and Practiced by Government, Business, and Civil Society. URL: http://arrow.dit.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1022&context=dgs (дата обращения: 29.05.2015). 
  14. Sims R. Food, Place and Authenticity: Local Food and the Sustainable Tourism Experience // J. Sustain. Tourism. 2009. № 17(3). P. 321–336. 
  15. Gyimóthy S., Mykletun R. Scary Food: Commodifying Culinary Heritage as Meal Adventures in Tourism // J. Vacat. Marketing. 2009. № 15(3). P. 259–273. 
  16. Hall C.M., Mitchell R. Gastronomic Tourism: Comparing Food and Wine Tourism Experiences / ed. M. Novelli // Niche Tourism: Contemporary Issues, Trends and Cases. Oxford, 2005. P. 73–88. 
  17. Kivela J., Crotts J.C. Tourism and Gastronomy: Gastronomy’s Influence on How Tourists Experience a Destination // J. Hospitality and Tourism Res. 2006. № 30 (3). P. 354–377. 
  18. Su C.S., Horng J.S. Recent Developments in Research and Future Directions of Culinary Tourism: A Review / ed. by M. Kasimoglu // Visions for Global Tourism Industry – Creating and Sustaining Competitive Strategies. 2012. P. 91–112. 
  19. Гусенова Д.А. Гастрономический туризм в структуре региональной идентичности Дагестана // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург, 2012. С. 54–56. 
  20. Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Развитие гастрономического туризма в России и в Астраханской области // Астрах. вестн. экол. образования. 2014. № 1(27). С. 125–128. 
  21. Gordin V., Trabskaya J., Chernova E. Saint-Petersburg as a Tourist Destination: In Search for Gastronomic Brand. URL: http://www.hse.ru/data/2011/09/22/1267319203/Gastronomic%20Brand.pdf (дата обращения: 01.02.2015). 
  22. Gordin V., Trabskaya J. The Role of Gastronomic Brands in Tourist Destination Promotion: The Case of St. Petersburg // Place Branding and Public Diplomacy. 2013. № 9. P. 189–201. 
  23. Vasileska A., Reckoska G. Culinary Identity as Important Segment of Tourist Offer // Tourism and Hospitality Management: Conference Proceedings. 2010. P. 1622–1628. 
  24. Витковская Н.С., Кудряшова Н. Новое направление в туризме – гастрономические туры // Вестн. филиала Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Нижний Новгород. 2010. № 3. С. 158–165. 
  25. Murphy B. Exporting a “Sense of Place”: The Exploration of a Regional Gastronomic Identity Beyond National Borders. URL: http://arrow.dit.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1017&context=dgs (дата обращения: 01.02.2015).