CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Речевые способы самопрезентации в деловом дискурсе (на материале интервью). С. 71–75.

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

81’42

Сведения об авторах

Борис Анна Михайловна, аспирант кафедры немецкой и французской филологии института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей функционирования речевых способов самопрезентации в деловом дискурсе. Особое внимание в статье уделяется исследованию речевых способов самопрезентации как одного из видов коммуникативной стратегии в форме делового интервью. Формулируется актуальность исследования коммуникативных стратегий и тактик для современного делового сообщества в целом. Дается определение понятий «самопрезентация» и «интервью». Описываются возможные формы употребления самопрезентации в деловом дискурсе, среди которых выделяется интервью. Автор объясняет, почему интервью можно отнести к сфере делового дискурса. Выделяет формы, в которых можно исследовать самопрезентацию в деловом дискурсе. Рассматривает особенности и типичные семантические тактики самопрезентации, которые могут быть применимы к деловому дискурсу и осуществляются в интервью. Практический материал статьи составляют интервью с представителями крупнейших немецких компаний, относящиеся к сфере делового дискурса (интервью с главным редактором немецкой газеты «Die Welt» Я.Э. Питерсом, председателем совета директоров «Volkswagen» М. Винтеркорном, президентом «Adidas Group» Г. Хайнером и ректором Йенского университета имени Фридриха Шиллера К. Дикке), опубликованные в различных достоверных, актуальных и популярных среди немецкоязычного населения источниках в сети Интернет. В статье рассматриваются лингвистические, грамматические и другие маркеры самопрезентации в вышеуказанных интервью. При анализе интервью выделены особенности, которые могут быть специфичны как для представителей крупных фирм, так и для всего делового сообщества.

Ключевые слова

деловой дискурс, речевые стратегии, речевые тактики, самопрезентация, интервью, индивидуальная презентация, коллективная самопрезентация.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. Касаткина А.Ю. Способы самоидентификации и самопрезентации субъекта профессиональной деятельности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24. С. 235–237. 
  2. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.; СПб., 2002. 1456 с. 
  3. Кашкина О.В. Функциональный анализ самооценочных высказываний как средства вербализации Я-концепта (на материале интервью немецкой прессы): автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 24 с. 
  4. Hamann G. Mir geht’s gut. URL: http://www.zeit.de/2013/10/Volkswagen-Chef-Martin-Winterkorn (дата обра- щения: 01.04.2014). 
  5. Haslauer A. Uli soll im Amt bleiben. URL: http://www.focus.de/finanzen/news/tid-32517/sport-uli-soll-im-amtbleiben_ aid_1042897.html (дата обращения: 01.04.2014). 
  6. Ürük B. “Welt”-Chefredakteur Jan-Eric Peters: “Ich habe einen robusten Magen”. URL: http://www.newsroom. de/news/detail/$IWBNHRJRHNNR/welt-chefredak teur_jan-eric_peters_ich_habe_einen_robusten_magen (дата обращения: 01.04.2014). 
  7. Ромашина О.Ю. Особенности объективации эмоциональных конструктов в современном английском языке // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2013. № 6. С. 99–105. 
  8. Burchardt A. Auch die Strategie sehen. URL: http://www.uni-jena.de/uni_journal_1_2014_rektor_interview.html (дата обращения: 01.04.2014).