CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Народный идеал северной женщины (на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в XIX – начале XX века). С. 138–146.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

39-055.2(470.11)»18/19»+39-055.2(485)»18/19»

Сведения об авторах

Буторина Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики института педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова,. Автор 727 научных публикаций, в т. ч. 25 монографий, 33 учебных пособий 

Михашина Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 102 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, трех учебных пособий 

Заозерская Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 90 научных публикаций, в т. ч. одной монографии 

Новикова Валентина Николаевна, старший преподаватель факультета иностранных языков для инженерных направлений подготовки института лингвистики и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 13 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

В статье систематизированы общие и особенные черты народного идеала северной женщины на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в XIX – начале XX века. Под народным идеалом понимается система требований к качествам личности, совершенствующихся от поколения к поколению. Показано, что народный идеал северной женщины воплощал цели образования и воспитания, аккумулируя в себе традиции и компоненты народной культуры. Женщина-северянка воплощала духовную основу семьи, рода; являлась носителем воспитательных традиций. Основными составляющими народного идеала северной женщины являлись: чистота души, понятие чести, чувство свободы и независимости, ответственность, способность к самопожертвованию, к защите семейного очага и семейных традиций, трудолюбие и изобретательность. Данный идеал имел высокий педагогический смысл, т. к. обеспечивал формирование у девочек-девушек образцов поведения, нравственных норм, лежащих в основе человеческих взаимоотношений; способствовал сохранению основных общечеловеческих ценностей, таких как Родина, Человек, Труд, Любовь, Семья. В статье отмечено, что сущностной чертой народного идеала северной женщины выступало нравственное начало, воплощавшее христианские добродетели – любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др., – идеи гуманизма, осознания уникальности каждого человека. Выявление особенностей народного идеала северной женщины значимо в плане понимания и актуализации воспитательного потенциала формировавших его нравственных ценностей, таких как ценность семьи как основы жизнеустройства; ценность нравственных качеств личности; ценность знания и труда; честность и коллективизм как ведущие принципы построения межличностных отношений.

Ключевые слова

народный идеал, семейное воспитание, социальный статус женщины, морально-нравственные качества, женское образование.
Скачать статью (pdf, 2.6MB )

Список литературы

  1. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: науч.-метод. пособие. Архангельск, 2000. 68 с. 
  2. Немирович-Данченко В.И. Дома // Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара: пер. с нем. М., 1998. С. 641–682. 
  3. Алексеева Л.Н. Из истории женских движений на Севере России // Россия на пороге XXI века: стратегические интересы и актуальные проблемы России на Европейском Севере. Архангельск, 2001. С. 501–505. 
  4. Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Архангельск, 2000. 528 с. 
  5. Барашков Ю.А., Гортер-Грёнвик В.Т. Двинская хроника: Опыт коллективной памяти. Оулу, 1999. 358 с. 
  6. Попов Г.П. Старый Архангельск. Архангельск, 2003. 576 с. 
  7. Белобородова И.Н. Социальный статус и стереотипные формы поведения в женской субкультуре Архангельского Севера: формирование социо-природных систем (конец XIX – нач. XX в.) // Гендерная ретроспектива российского общества. Архангельск, 2000. С. 19–29. 
  8. Заозерская С.В., Буторина Т.С. Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX – начале XX веков: моногр. Архангельск, 2007. 164 с. 
  9. Кириллов А. Архангельское епархиальное женское училище (1863–1896) // Арханг. епархиал. вед. 1896. № 16. С. 439–450. 
  10. Орловский С. Очерки Швеции. Высшая народная школа в Швеции. Москва, 1911. 88 c. 
  11. Ohlander A.S. Tusen svenska kvinnoår: svensk kvinnohistoria från vikingatid till nutid. Stockholm, 1996. 191 s. 
  12. Sommestad L. Jordbrukets kvinnor i den svenska modellen // Historisk tidskrift. 1995. № 115. S. 508–527. 
  13. Stadin K. Hade de svenska kvinnorna en stormaktstid? // Tidskrift för historisk forskning. 1997. Vol. 63, № 2. S. 193–217.