CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних. С. 123–130.

Версия для печати

Рубрика: Государство и право. Экономика

УДК

343.121

Сведения об авторах

Машинская Наталья Викторовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и процесса юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 65 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

Актуальность представленной работы обусловлена отсутствием закрепленного процессуального статуса педагога и психолога в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и многочисленными дискуссиями среди ученых относительно объема их процессуальных полномочий и обеспечения эффективного участия. Наличие указанного пробела порождает различия в следственной практике при решении вопросов, связанных с привлечением педагога и психолога к производству допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, что не всегда обеспечивает эффективность их участия в досудебном производстве. Автор статьи анализирует действующие уголовно-процессуальные нормы, регулирующие участие педагога и психолога в досудебном производстве по делам несовершеннолетних. Отдельному рассмотрению, в силу имеющейся дискуссионности, подвергнут вопрос о соотношении цели и задачи участия педагога, психолога и специалиста в досудебных стадиях уголовного процесса. Анализ закона и мнений других ученых позволил сформулировать вывод о самостоятельности рассматриваемых процессуальных фигур, что диктует необходимость закрепления их процессуального статуса на законодательном уровне. Обеспечение эффективного участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве требует решения и других вопросов. В частности, учитывая то, что законодатель указывает на альтернативное участие рассматриваемых субъектов в допросе несовершеннолетнего, в статье уделяется внимание типичным следственным ситуациям, особенностям личности подростка, при наличии которых следователю и дознавателю желательно привлекать к участию в деле либо педагога, либо психолога. Кроме того, с целью исключения их формального участия в уголовном деле обязательному разрешению должны подлежать вопросы о привлечении конкретных педагогов и психологов. По данным дискуссионным аспектам затронутой проблематики предложено собственное мнение автора.

Ключевые слова

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, педагог и психолог в уголовном судопроизводстве, несовершеннолетний подозреваемый, несовершеннолетний обвиняемый, уголовное судопроизводство, досудебное производство.
Скачать статью (pdf, 2.5MB )

Список литературы

  1. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. 
  2. Евстигнеева О.В. Использование специальных познаний в доказывании на предварительном следствии: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 
  3. Леви А.А., Пичкалева Г.И., Селиванов Н.А. Получение и проверка показаний следователем. М., 1987. 
  4. Махов В.Н. Теория и практика использования знаний сведущих лиц при расследовании преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. 
  5. Мельникова Э.Б. Участие специалиста в следственных действиях. М., 1964. 
  6. Сурменева С.В. Участие педагога в стадии предварительного расследования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. 
  7. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: в 2 т. М., 1970. Т. 2. 
  8. Степанов В.В., Шапиро Л.Г. Процессуальные и криминалистические проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве // Использование специальных знаний в судопроизводстве: сб. науч. тр. Калининград, 2005. С. 3–12. 
  9. Кокурин И.П. Актуальные проблемы расследования дел о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. 
  10. Макаренко И.А. Система тактических приемов допросов несовершеннолетних обвиняемых с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис. … канд. юрид. наук. Уфа, 1998. 
  11. Каневский Л.Л. Дискуссионные проблемы участия педагога и психолога в судопроизводстве по делам несовершеннолетних // Судебно-правовая реформа и пути повышения эффективности правоохранительной деятельности: межвуз. науч. сб. Уфа, 1993. С. 60–61. 
  12. Серов В.А. Участие специалиста в расследовании уголовных дел // Проблемы правосудия и уголовного права: сб. науч. ст. М., 1978. С. 77–78. 
  13. Виноградова А.В. Использование специальных познаний на предварительном следствии в свете нового уголовно-процессуального закона // Законодательство. 2002. № 8. С. 82. 
  14. Макаренко И.А. Проблемы участия третьих лиц в процессе расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Вопр. ювенал. юстиции. 2007. № 1. С. 32–33. 
  15. Тетюев С.В. Педагог – это специалист или самостоятельный участник уголовного судопроизводства? // Науч. тр. РАЮН. 2005. Вып. 3. № 5. С. 301–305. 
  16. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования: процессуальный аспект: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 
  17. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. 3-е изд. М., 2005. 
  18. Педагогика: учеб. пособие для студ. педагог. вузов и педагог. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. 
  19. Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 
  20. Гуковская Н.И. Участие третьих лиц в допросе обвиняемого // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1974. Вып. 6. С. 110–112. 
  21. Винберг А.Н. Специалист в процессе предварительного расследования // Социалист. законность. 1961. № 9. С. 31–32. 
  22. Григорян Г.С., Елагина Е.В. Криминалистические и процессуальные аспекты привлечения педагога и психолога к производству следственных действий с участием несовершеннолетних // Криминалистъ. 2010. № 2(7). С. 66–70. 
  23. Тетюев С.В. Зачем уголовному процессу педагог? // Рос. юстиция. 2010. № 6. С. 28–32. 
  24. Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершенно-летних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. 
  25. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. 
  26. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Рос. юстиция. 2002. № 9. С. 43–44. 
  27. Исакова Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.