CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Традиционная культура как источник экзистенциального опыта. С. 36–43.

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2 : 316.3

Сведения об авторах

Даренская Вера Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии культуры и культурологии института философии и психологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Автор 100 научных публикаций

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов традиционной культуры как предмета философской рефлексии. Феномен традиционной культуры анализируется в качестве источника экзистенциального опыта для современного человека. Показаны сущность и «механизмы» конституирования базовых экзистенциальных смыслов традиционной культуры в ее мировоззренческих измерениях и различных предметных сферах. Анализируются основные формы традиционной культуры и сам концепт «традиция». Анализ специфических особенностей традиционной культуры основан на концепции не-прагматического и эталонного типа культурного бытия человека. Особый акцент сделан на рассмотрении базовых различий между традиционной и современной культурой, которые обусловлены двумя разными типами доминант. Традиционная культура определяется доминантой мировоззренческих смыслов, в то время как современная культура определяется доминантой прагматической активности. Эта концепция рассматривает традиционное «мировоззренческое мышление» в широком компаративном контексте. Человеческое сознание в традиционной культуре интерпретируется как «не-калькулятивная» и холистическая деятельность. Автор анализирует детерминацию морального поведения человека традиционной культуры ее мировоззренческими смыслами. При этом понятие «смысл» в его метафизическом значении является ключевой проблемой. Феномен экзистенциальной открытости в традиционной культуре интерпретируктся как креативный процесс конституирования личного бытия. Особое внимание в статье посвящено «внутренним механизмам» культурной активности как феномену поведения в соответствии с доминантой на мировоззренческих смыслах.

Ключевые слова

культура, этническое, традиция, мировоззрение, сакральное, смысл.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 104–116.
  2. Генисаретский О.И. Метод. Прикладное знание. Знание между традицией, коммуникацией и рефлексией // Материалы Второго методологического конгресса, 18–19 марта 1995 г. URL: http://www.circle.ru/ archives1995/1995oig.html.
  3. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. 320 с.
  4. Калло Э. Цивилизация и цивилизации. Введение в философию культуры // Сравнительное изучение циви- лизаций: хрестоматия / сост. Б.С. Ерасов. М., 1999. С. 66–102.
  5. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. 314 с.
  6. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 384 с.
  7. Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспро- изводство этничности // Новые исслед. Тувы. 2010. № 2. С. 25–39.
  8. Сакович И.С. Эволюция традиции в культуре новационного общества: дис. ... канд. филос. наук. Н. Нов- город, 2004. 187 с.
  9. Тимощук А.С. Традиционная культура: сущность и существование. Н. Новгород, 2007. 397 с.
  10. Цукерман B.C. Народная культура. Свердловск, 1982. 212 с.