CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Обучение письму через чтение в курсе английского языка для академических целей. С. 113–121.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

Сведения об авторах

Нужа Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). Автор18 научных публикаций, в т. ч. 4 учебно-методических пособий

Щемелева Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). Автор 33 научных публикаций, в т. ч. 6 учебно-методических пособий

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития академической грамотности в курсах английского языка для академических целей в вузе. Приводится обзор зарубежных теорий, обосновывающих эффективность взаимосвязанного обучения чтению и письму при развитии академических навыков. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости обучения академическому письму на основе чтения, а также учета особых потребностей российских студентов, не обладающих достаточно высоким уровнем развития академической грамотности на родном языке.

Ключевые слова

английский язык для академических целей, академическая грамотность, академическое письмо, академическое чтение.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб., 2001. 352 с.
  2. Короткина И.Б. Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства // Образование и общество. 2009. № 4. С. 125–130.
  3. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М., 2002. 352 с.
  4. Лытаева М.А., Талалакина Е.В. Academic Skills: сущность, модель, практика // Вопр. образования. 2011. № 4. C. 178–201.
  5. Нужа И.В. Лингвокультурологические аспекты обучения академическому письму в университете // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / под ред. И.Ю. Щемелевой. Вып. 4. СПб., 2012. С. 364–373.
  6. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. М., 1947.
  7. Щербакова И.О., Щемелева И.Ю. О некоторых аспектах обучения академическому чтению в языковом курсе в вузе // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / под ред. И.Ю. Щемелевой. Вып. 4. СПб., 2012. С. 384–396.
  8. Academic Literacy: A Statement of Competencies Expected of Students Entering California’s Public Colleges and Universities. ICAS, 2002. 82 p.
  9. Braine G. Academic Literacy and Nonnative Speaker Graduate Student // J. of English for Academic Purposes. 2002. Vol. I (1). P. 59–68.
  10. Bruce I. Theory and concepts of English for Academic Purposes. Palgrave Macmillan, 2011. 227 p.
  11. Carkin S. English for Academic Purposes // Handbook of Research in Second Language Teaching and Learning / ed. by E. Hinkel. Routledge, 2005. P. 86–90.
  12. De Chazal E., MacCarter S. Oxford EAP. A Course in English for Academic Purposes. Upper-Intermediate / B2. Oxford, 2012. 250 p.
  13. Flower L. The Role of Task Representation in Reading-to-Write Reading to Write: Exploring a Cognitive and Social Process / ed. by L. Flower at al. N. Y., 1987. P. 5–38.
  14. Goodman K., Goodman Y. Reading and Writing Relationships: Pragmatic Functions // Language arts. 1983. Vol. 60(5). P. 590–599.
  15. Graves D., Hansen J. The Author’s Chair // Language Arts. 1983. Vol. 60(2). P. 176–183.
  16. Green B. The new literacy challenge // Literacy Learning: Secondary Thoughts. 1999. Vol. 7(1). P. 36–46.
  17. Hamp-Lyons L. English for Academic Purposes // Handbook of Research in Second Language Teaching and Learning / ed. by E. Hinkel. N. Y., 2011. Vol. 2. P. 89–105.
  18. Hyland K., Hamp-Lyons L. EAP: issues and directions // J. of English for Academic Purposes. 2002. Vol. I(1). P. 1–12.
  19. Lea M., Street B. Student Writing and Staff Feedback in Higher Education: An Academic Literacies Approach // Student Writing in Higher Education: New contexts / ed. by M.R. Lea, B. Strier. Buckingham, 2000. P. 246–263. 
  20. Leki I. Writing, Literacy and Applied Linguistics // Annual Review of Applied Linguistics. 2000. Vol. 20. P. 99–115.
  21. Loban W. The Language of Elementary School Children (Research Report 1). Urbana IL, 1963. 124 p.
  22. Ong W. Orality and Literacy. London, 2002. 216 p.
  23. Rubin A., Hansen J. Reading and Writing: How are the First Two “R’s” Related? // Reading Comprehension: From Research to Practice / ed. by J. Orasanu. Hillsdale, 1986. P. 38–56.
  24. Smith F. Reading like a Writer // Language Arts. 1983. Vol. 60(5). P. 58–67.
  25. Spivey N.N. Transforming Texts: Constructive Processes in Reading and Writing // Written Communication, 1990. Vol. 7(2). P. 256–287.
  26. Stein V. 1990 Elaboration: Using What You Know // Reading to Write: Exploring a Cognitive and Social Process / ed. by L. Flower at al. N. Y., 1990. P. 143–167.
  27. Tierney R.J., O’Flahaven J.F., McGinley W. The Effects of Reading and Writing upon Thinking Critically // Reading Research Quarterly. 1989. Vol. 24(1). P. 134–173.
  28. Wallace M., Wray A. Critical Reading and Writing for Postgraduates. Sage Publications Ltd., 2006. 223 p.