Дискурс активного обучения: особенности конструирования (на примере англоязычного академического дискурса)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V131

Ключевые слова:

англоязычный академический дискурс, дискурс активного обучения, средства диалогичности, коммуникативные приемы, коммуникативное поведение

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей конструирования дискурса активного обучения. В качестве материала исследования использованы 6 англоязычных видеороликов, посвященных формату активного обучения на лекционных занятиях в вузе. Выбор данных видеороликов для исследовательского корпуса обусловлен их высокой популярностью на платформе YouTube, а также тем, что они демонстрируют фрагменты реальных лекционных занятий, сопровождающиеся объяснениями лекторов. Изучение эмпирического корпуса производится с помощью метода дискурсивного анализа, позволяющего соотнести речевые приемы лекторов с реализуемыми ими коммуникативными целями, а также методов систематизации и классификации. Для анализа были составлены транскрипты всех видеороликов, вошедших в исследовательский корпус. В результате проведенного исследования были выделены отличительные черты академического дискурса активного обучения и дискурсивные средства, с помощью которых англоязычные лекторы конструируют данный дискурс в аудитории. Исследуемый тип дискурса охарактеризован как академический и институциональный; его отличительными особенностями являются высокая диалогичность и эмоциональность. В ходе анализа материала исследования было определено, что при конструировании дискурса активного обучения англоязычные лекторы используют такие коммуникативные средства и приемы, как использование фактических данных, вопросы, актуализация адресата, повторы, директивные конструкции, выражение оценки и солидаризации. Сделан вывод о том, что дискурс активного обучения обладает мотивационными и интерактивными свойствами; это связано с направленностью формата активного обучения на повышение мотивации студентов к активному освоению знаний.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Павловна ХУТЫЗ, Кубанский государственный университет

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий

Библиографические ссылки

Альсулейман М.И., Яковлева С.И. Активные методы обучения в высшей школе // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: География и геоэкология. 2019. № 4(28). С. 73–83.

Creekmore J., Deaton S. The Active Learning Classroom: Strategies for Practical Educators. New Forums Press, 2015. 92 p.

Kosslyn S.M. Active Learning Online: Five Principles That Make Online Courses Come Alive. Boston: Alinea Learning, 2020. 167 p.

Сулейманова О.А. Академический диалог: дискурсивная интерпретация // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: Языковая личность. Текст. Дискурс: сб. ст. VI Междунар. науч. конф. (Кемерово –Ялта, 25–27 сентября 2016 г.). Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2016. С. 519–524.

Хутыз И.П. Академический дискурс: культурно-специфичная система конструирования и трансляции знаний. М.: Флинта: Наука, 2015. 176 с.

Карамова А.А. Идеологемы: определение понятия и типология // Соврем. проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20815 (дата обращения: 05.04.2021).

Mayr A. Discourses of Higher Education: Enterprise and Institutional Change in the University // Language and Power: An Introduction to Institutional Discourse. London: Continuum, 2008. P. 26–45.

Полянкина С.Ю. Потенциал семиотики образования в поиске новой концептуальной метафоры образования // Философия образования. 2018. № 1(74). С. 166–174. DOI: 10.15372/PHE2018018

Бурмакина Н.Г., Куликова Л.В. Академический дискурс. Институциональность, стиль, жанры. М.: Ленанд, 2019. 200 с.

Чернявская В.Е. Научный дискурс. Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: Ленанд, 2017. 144 с.

Sundin A. Make You Science Sticky – Storytelling as a Science Communication Tool // Stockholm Environment Institute. 2018. URL: https://www.sei.org/perspectives/make-science-sticky-storytelling-science-communication-tool/(дата обращения: 06.04.2021).

Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. (22–23 апр. 2014 г.): в 3 т. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. СПб.: Ленингр. гос. ун-т, 2014. Т. 1. С. 387–394.

Курганова Е.Б. Кейс-стади как метод обучения студентов направления «Реклама и СО» // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 3. С. 117–120.

Hyland K. What Do They Mean? Questions in Academic Writing // Text. 2020. № 22(4). P. 529–557.

Querol-Julián M. The Role of Questions in English Academic Lectures // Newcastle Working Papers in Linguistics / School of English Literature, Language and Linguistics. Newсastle University, 2008. Vol. 14. P. 100–111.

Thompson S. Why Ask Questions in Monologue? Language Choice at Work in Scientific and Linguistic Talk // Language at Work / ed. by S. Hunston. Clevedon: BAAL/Multilingual Matters, 1998. P. 137–150.

Микляева А.В., Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В. Стратегии самопрезентации преподавателей как фактор восприятия их личности студентами в онлайн-взаимодействии (на примере медиалекции) // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2020. Т. 22, № 1. С. 175–184. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-175-184

Сорокина Ю.В. Способы реализации стратегии самопрезентации в российском лекционном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2015. № 27(382). С. 165–169.

Хутыз И.П. Сигналы интерактивности в академическом дискурсе: инклюзивные местоимения // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2012. № 3. С. 64–68.

Eng N. Teaching College: the Ultimate Guide to Lecturing, Presenting, and Engaging Students. Norman Eng Publisher, 2017. 317 p.

Тюленёва Н.А. Исследование особенностей актуализации образа адресата в англоязычной рекламе туризма // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2015. Т. 1, № 4(64). С. 175–179.

Hyland K. Academic Discourse: English in a Global Context. N. Y.: Continuum International Publishing Group, 2009. 256 p.

Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Повтор как выразительное средство языка художественного произведения // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 2016. № 11(176). С. 101–104.

Хутыз И.П. Нарушение максим коммуникации П. Грайса как стратегия эффективного лекционного дискурса // Коммуникат. исследования. 2019. Т. 6, № 2. С. 451–464. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(2).451-464

Загрузки

Опубликован

2021-11-11

Как цитировать

ХУТЫЗ, И. П. (2021). Дискурс активного обучения: особенности конструирования (на примере англоязычного академического дискурса). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(5), 48–58. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V131