Особенности композиционной структуры текста англоязычной академической лекции

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.37482/2687-1505-V119

Ключевые слова:

англоязычная академическая лекция, композиционная организация академической лекции, матрица текста академической лекции, сильная позиция текста, текстообразующие средства

Аннотация

Академическая лекция считается одним из базовых жанров современного англоязычного академического дискурса. Изучение композиционной структуры текста лекции крайне важно, т. к. правильно выстроенная композиция способствует лучшему раскрытию темы лектором и системному усвоению материала студентами. Цель данного научного исследования заключается в выявлении композиционных особенностей оформления текста современной академической лекции на английском языке. Для достижения поставленной цели был отобран и тщательно проанализирован материал исследования – тексты лекций по гуманитарным наукам на английском языке. В ходе анализа были выделены фазы лекции, выявлена иерархия ее элементов, выстроена композиционная матрица текста лекции. Основными композиционными элементами англоязычной лекции можно считать предтекстовую часть (заголовочный комплекс), текстовую часть (вступление, основная часть, заключение) и послетекстовую часть (список литературы, выражение благодарности за внимание). Исследование показало, что текст англоязычной лекции имеет матричную структуру, элементы которой не однородны и призваны выполнять каждый свою конкретную функцию. Композиционно-смысловая структура лекции фиксирует движение от «старого» знания к «новому». В тексте англоязычной лекции наблюдаются сильные и слабые позиции. Это означает, что ряд элементов в тексте лекции играет более важную роль по сравнению с остальными, при этом сильная позиция не обязательно жестко связана со структурой текста. Сильными позициями считаются заголовок лекции, названия ее подразделов, начало и окончание подразделов, вступительная и заключительная части лекции, выводы, а также семантические повторы ключевой информации, вопросно-ответная часть, внутритекстовые ссылки на литературу.

Для цитирования: Сухомлинова М.А. Особенности композиционной структуры текста англоязычной академической лекции // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 83–92. DOI: 10.37482/2687-1505-V119

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Анатольевна СУХОМЛИНОВА, Южный федеральный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии

Библиографические ссылки

Нагиева Е.Б. Средства диалогичности публичной лекции в аспекте специфики жанра // Коммуникатив. исслед. 2015. № 4(6). С. 80–87.

Бурмакина Н.Г., Куликова Л.В. Академический дискурс: Институциональность, стиль, жанры: моногр. М.: Ленанд, 2019. 200 с.

Yaakob S.A. Genre Analysis and Corpus Based Study of University Lecture Introductions. Unpublished Doctoral thesis, The University of Birmingham. Birmingham, 2013. 316 p.

Živković B. A Corpus-Based Study of the Structure of University Lecture Introductions // Mediterr. J. Soc. Sci. 2014. Vol. 5, № 13. DOI: 10.5901/mjss.2014.v5n13p107

Thompson S.E. Text-Structuring Metadiscourse, Intonation and the Signalling of Organisation in Academic Lectures // J. Engl. Acad. Purp. 2003. Vol. 2, № 1. Р. 5–20. DOI: 10.1016/S1475-1585(02)00036-X

Nikolaev S.G., Sukhomlinova M.A. Syntactic Organization of an English Lecture: Discourse Specificity in Academic Communication // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Future Academy, 2020. Vol. 92. С. 3200–3207. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.425

Таланина А.А. Логико-композиционная организация лекции (на материале лекции из серии «Лекции о Прусте» М. Мамардашвили) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 6. С. 72–81. DOI: 10.37482/2687-1505-V065

Дронова Г.Е. Коммуникативная категория «ясность речи» в жанре лекции: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 165 c.

Сухомлинова М.А. Трансформация жанра англоязычной академической лекции в условиях цифровой коммуникации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 6. С. 172–178.

Сухомлинова М.А. Системные жанрово-стилистические отношения в тексте академической лекции (на материале английского языка) // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2017. № 5-2(71). С. 144–148.

How to Prepare and Present a Lecture English Language Essay. November 2018. URL: https://www.ukessays.com/essays/english-language/how-to-prepare-and-present-a-lecture-english-language-essay.php?vref=1 (дата обращения: 15.08.2018).

Cioffi-Revilla C. Science and Complexity in Foreign Policy: Insights from the Frontiers of Computational Social Science. 2009. URL: https://2009-2017.state.gov/e/stas/series/154209.htm (дата обращения: 20.08.2016).

Lin L., Challapalli S. In Search of Utopium: The Elusive Metal. 2013. URL: https://2009-2017.state.gov/e/stas/2013/215307.htm (дата обращения: 05.04.2016).

Goodenow M. A Global Health Paradigm for Defense, Development, and Diplomacy. 2013. URL: https://2009-2017.state.gov/e/stas/series/212175.htm (дата обращения: 20.08.2016).

Learning to Teach, Teaching to Learn: A Handbook for NUS Teachers. Singapore: Centre for Development of Teaching and Learning, 2008. 200 p.

Burns K. The Jefferson Lecture. National Endowment for the Humanities. 2016. URL: https://www.neh.gov/about/awards/jefferson-lecture/ken-burns-biography (дата обращения: 18.08.2016).

Баженова Е.А. Композиция (текста) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 168–173.

Николаев С.Г. Феноменология билингвизма в творчестве русских поэтов. Ч. I: Теоретические основы изучения иноязычия в поэзии. Ростов н/Д.: Изд-во «Старые русские», 2004. 176 с.

Сковородников А.П. Позиционно-лексический повтор как стилистическое явление // Филол. науки. 1984. № 5. С. 71–76.

Стрельцова Е.В. Сильные позиции художественного текста: начало и конец произведения (на материале произведений Р. Даля) // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1, № 1. С. 31–37.

Загрузки

Опубликован

2021-09-17

Как цитировать

СУХОМЛИНОВА, М. А. (2021). Особенности композиционной структуры текста англоязычной академической лекции. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 21(4), 83–92. https://doi.org/10.37482/2687-1505-V119