CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сложное предложение или комплекс взаимосвязанных предложений: дискуссионный вопрос в германистике. С. 116–122.

Версия для печати

Рубрика: Филология

Сведения об авторах

Поликарпов Александр Михайлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 100 научных публикаций, в т. ч. одной книги (в соавт.), одной монографии и одного учебного пособия

Кузнецова  Татьяна Яковлевна, доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 95 научных публикаций, в т. ч. 3 монографий и одного учебного пособия

Аннотация

В статье рассматривается проблема дифференциации структур сложного предложения и комплексов взаимосвязанных предложений. На материале немецкой устно-порождаемой речи анализируются гипотаксисные и паратаксисные построения с парцелляцией и присоединением. Характер комплексов, в которых совмещаются признаки сложного предложения и текстовых образований, объясняется условиями формирования устно-порождаемой речи.

Ключевые слова

сложное предложение, парцелляция, присоединение, устно-порождаемая речь, паратаксисная структура, гипотаксисная структура.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

1. Ср., напр., коллективную монографию немецких германистов: Ehrich V., Reich I., Reis M. Koordination und Subordination im Deutschen. Hamburg, 2009.
2. Кузнецова Т.Я. Вертикальный контекст как вид сверхфразового единства во французском языке (когнитивный аспект). Архангельск, 2007.
3. Ее же. Вертикальный контекст как знаковое образование // Язык и мысль: традиции и новые парадигмы. II Ярославские лингв. чтения: сб. науч. тр. междунар. конф. Ярославль, 16–18 июня 2009 г. Т. 1. С. 180.
4. Белошапкова В.А. О понятии «формула предложения» на уровне синтаксиса сложного предложения // Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. М., 1967. С. 206–216.
5. Там же.
6. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.И. Ярцева. М., 1990. С. 330.
7. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978. С. 169; Брандес М.П. Стилистика русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. С. 244. Лингвистический энциклопедический словарь... С. 369.
8. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000. С. 555.
9. Там же.
10. Поликарпов А.М. Синтаксические особенности устно-порождаемой речи и перевод // Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков. Устный перевод. Пермь, 2008. С.131–148; Поликарпов А.М. Топологические особенности оформления немецкого устно-порождаемого синтаксиса // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки 2011. № 5. С. 99–104.
11. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981. С. 142.
12. Девкин В.Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. М., 1979. С. 80.
13. Staufer J. Der unterdrückte Widerstand. Eine Lehrerin äußert sich zu «Schule schwänzen». Anhang // Über die Schwierigkeiten der Verständigung beim Reden. Beiträge zur Linguistik des Diskurses / Hrsg. v. R.Vogt. Opladen, 1987. S. 168–176.
14. Textkorpora. Grunddeutsch. Texte zur gesprochenen deutschen Gegenwartssprache. Teile 1–2 / Hrsg. v. J.A. Pfeffer, W. Lohnes // Phonai. Bd. 29–30. Tübingen, 1984. S. 294.
15. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М., 1978. С. 172.
16. Wagner K.R. Die Sprechsprache des Kindes. Teil 2: Korpus und Lexikon // Sprache und Lernen. Bd. 38. Düsseldorf, 1975. S. 192.
17. Ibid. S. 182.
18. Müller B.L. Der Satz. Definition und sprachtheoretischer Status // Reihe Germanistische Linguistik. Bd. 57. Tübingen, 1985. S. 21.
19. Textkorpora. Grunddeutsch... S. 266.
20. Müller B.L. Op. cit. S. 12.
21. Neuland E. «Ja, laß doch erzählen!» Konversationelles Erzählen im Alltag // Wirkendes Wort. 1983. H. 6. S. 371.
22. Wagner K.R. Op. cit. S. 19.
23. Гаврилова Г.Ф. Функционирование сложносочиненного предложения в тексте // Сложное предложение в тексте. Калинин, 1988. С. 5–6.