CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Роль транспортных коридоров в международном сотрудничестве (на примере Каспийского региона. С. 34–44

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

94(470):[327+339.5](262.81)

DOI

10.37482/2687-1505-V177

Сведения об авторах

АББАСАЛИЕВ Илькин Сахиб оглы, аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва). Автор двух научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9106-7830
*Адрес: 119021, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1; e-mail: ilkin.abbasaliyev@yahoo.com

Аннотация

Проблема евразийских транспортных коридоров, несмотря на очевидную актуальность и практическую значимость, пока не заняла подобающего места в научном дискурсе. Представленная статья является небольшим, но важным шагом на пути разработки заявленной темы. Международные транспортные коридоры вообще и евразийские в частности служат принципиально новым механизмом международного сотрудничества и фактором, направленным на преодоление возросшей турбулентности отношений государств. Возникшая в связи с неустойчивостью мирового политического ландшафта и увеличением внешнеполитических рисков тенденция актуализации национальных повесток в ущерб международным интеграционным процессам получает конструктивное преодоление в организационных формах нового качества, одной из которых являются международные транспортные коридоры. Последние, благодаря вектору продвижения от национального к общему достоянию, становятся востребованным и развивающимся институтом международного взаимодействия. Глобальное значение имеет евразийский проект международного транспортного коридора «Север – Юг», в успешной реализации которого приобретает особую значимость российско-азербайджанское сотрудничество. В силу естественных условий геополитическое пространство двух государств играет важную роль в продвижении национальных интересов. Благодаря дружеским отношениям двух стран создание этого важного евразийского маршрута обрело устойчивый поступательный характер, чему способствуют обоюдная заинтересованность в интеграции транспортных систем в целях повышения транзитного потенциала территорий, значительное совпадение геополитических интересов России и Азербайджана, а также высокий потенциал регионального сотрудничества. Совместная деятельность государств Каспийского региона в сфере организации евразийских транспортных коридоров испытывает деструктивное влияние внешних сил, значительно осложняющее консолидацию стран региона. Вместе с тем интеграция в сфере транспортных коммуникаций является важнейшим механизмом преодоления нестабильности и достижения устойчивого режима международной безопасности.

Ключевые слова

международное сотрудничество, международные транспортные коридоры, глобальные магистрали, развитие транспортных коммуникаций, транзит грузопотока, евразийские экономические связи, Каспийский регион
Скачать статью (pdf, 0.8MB )

Список литературы

  1. Полтерович В.М. Коллаборативные иерархии // Вопр. экономики. 2021. № 7. С. 31–48. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-7-31-48

  2. Володин А.Г., Володина М.А. Проект международного транспортного коридора «Север – Юг» как фактор возможного укрепления внешнеэкономических связей России // Контуры глобал. трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 6. С. 29–42. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-6-2

  3. Косов Г.В., Гукасов А.В. Международный транспортный коридор «Север – Юг». Переосмысление ландшафта Евразии (кейс Азербайджана) // Касп. регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3(60). С. 212–217.

  4. Кондратьев В.В., Бухарицин П.И. Каспийское геополитическое наследие Петра I и отдельные проблемы его реализации // Астраханские краеведческие чтения: сб. ст. / под ред. А.А. Курапова, Е.И. Герасимиди, А.Н. Алиевой. Астрахань, 2018. Вып. X. С. 27–33.

  5. Иванов В. Персидский коридор для Советского Союза // История РФ. Глав. ист. портал страны. URL: https://histrf.ru/read/articles/piersidskii-koridor-dlia-sovietskogho-soiuza (дата обращения: 11.07.2021).

  6. Раровский П.Е. Пути повышения эффективности экспорта транспортных услуг на Транссибирском контейнерном маршруте // Рос. внешнеэкон. вестн. 2017. № 1. С. 115–133.

  7. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры – коммуникационный каркас экономики // Транспорт Рос. Федерации. 2015. № 5(60). С. 9–15.

  8. Подберезкина О.А. Эволюция значения международных транспортных коридоров в мировой политике на примере России: дис. … канд. полит. наук. М., 2015. 164 с.

  9. Чернявская Е.М. Европейские международные транспортные коридоры в контексте экономических интересов Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2016. 190 с.

  10. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). М.: Ин-т экономики РАН, 2018. 64 с.

  11. Егоров В.Г. Геополитика транспортных коридоров // Геоэкономика энергетики. 2021. № 2(14). С. 6–31. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_6

  12. Князев А. О судьбах трансафганских проектов. URL: https://ia-centr.ru/experts/aleksandr-knyazev/aleksandrknyazev-o-sudbakh-transafganskikh-proektov/ (дата обращения: 14.08.2021).

  13. Бекмагамбетов М.М., Бекмагамбетова Г.М., Кочетков А.В. Транспортный коридор TRACECA «Европа – Кавказ – Азия»: состояние и перспективы развития // Дороги. Инновации в строительстве. 2010. № 3. С. 15–21.

  14. Мамедов Р. Военно-политическая активность в акватории Каспийского моря в постсоветский период (международно-правовые аспекты) // Центр. Азия и Кавказ. 2007. № 4(52). С. 91–102.

  15. Асатрян Г.Э. Укрепление в Афганистане позиций талибов будет губительным для системы международных отношений // Независимая газ. 2021. 21 июля (№ 152(8203)). С. 7.

  16. Саямов Ю. Деградация как признак современного мира и вызовы для России // Междунар. жизнь. 2021. № 6. С. 88–95.

  17. Михеев В.В., Луконин С.А. Второе столетие Коммунистической партии Китая и новая биполярность // Мировая экономика и междунар. отношения. 2021. Т. 65, № 7. С. 25–33. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-7-25-33

  18. Строкань С. Карабахский конфликт докатился до Европы. ЕС ищет пути избежать новой эскалации // Коммерсант. 2021. 19 июля (№ 124/П). С. 5.

  19. Рокс Ю. Баку и Ереван готовятся к деблокации дорог // Независимая газ. 2021. 20 окт. (№ 230(8281)). С. 12–14.

  20. Скосырев В. В Афганистане русские с китайцами не братья навек // Независимая газ. 2021. 11 нояб. (№ 246(8297)). С. 1–2.

  21. Shahbazov F. Baku-Tbilisi-Kars Railway to Become Central Asia’s Gateway to Europe // Central Asia-Caucasus Analyst. 2017. 7 December. URL: https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13486-bakutbilisi-kars-railway-to-become-central-asias-gateway-to-europe.html (дата обращения: 14.11.2021).

  22. Строкань С. «В российско-индийских отношениях происходит революция»: Посол Индии в РФ Бала Венкатеш Варма дал прощальное интервью “Ъ”// Коммерсант. 2021. 19 окт. (№ 190). С. 6.

  23. Asia Times (Гонконг): добро пожаловать в индо-российский морской «Шелковый путь» // ИноСМИ.Ru. 2019. 5 сент. URL: https://inosmi.ru/economic/20190905/245776688.html (дата обращения: 14.11.2021).