CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Специфика функционирования концепта «автомобиль» в российских рекламных радиотекстах. С. 72-82

Версия для печати

Рубрика: Лингвистика

УДК

81’37:659.14

Сведения об авторах

СУДИНА Людмила Викторовна, аспирант кафедры иностранных языков и методики их преподавания Армавирского государственного педагогического университета (Краснодарский край, г. Армавир). Автор 12 научных публикаций*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6552-9843
*Адрес: 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, д. 159; e-mail: lucysudina@mail.ru

Аннотация

Реклама считается примером гармоничного сочетания элитарной и массовой культуры. Она отражает установки и ценности, присущие современному обществу, а также участвует в формировании новых взглядов, убеждений и приоритетов, косвенно контролируя действия реципиентов. Особенностью рекламы на радио является отсутствие визуального ряда. В связи с этим особое значение приобретает сам текст и те образы, которые он порождает в сознании слушателей. Информация предоставляется реципиентам только через систему изобразительно-выразительных средств языка, привлекая внимание аудитории, формируя у нее определенные ценностные установки. Цель данной статьи – рассмотреть специфику функционирования концепта «автомобиль» в рекламных радиотекстах. Актуальность работы предопределена тем фактом, что концепт «автомобиль» в аспекте рекламы на радио недостаточно изучен. Материалом исследования послужили 800 рекламных радиороликов, отобранных методом сплошной выборки, из которых для анализа взяты тексты с лексемами автомобиль, авто, машина, кар, марка (автомобиля), модельный ряд. Проведенный концептуальный анализ позволил выявить основные и дополнительные семантические компоненты концепта «автомобиль» и раскрыть его ценностные составляющие. Исследование показало, что спецификой функционирования концепта «автомобиль» в рекламных радиотекстах является его способность к порождению новых смыслов, которые отражаются в ближней и дальней периферии концепта и далеко выходят за рамки словарных дефиниций лексемы автомобиль. Выявлено, что ценностные доминанты русской языковой картины мира в рекламных радиотекстах трансформируются с учетом потребностей аудитории.

Для цитирования: Судина Л.В. Специфика функционирования концепта «автомобиль» в российских рекламных радиотекстах // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 4. С. 72–82. DOI: 10.37482/2687-1505-V118

Ключевые слова

рекламный дискурс, радиодискурс, концептуальный анализ текста, концепт «автомобиль», полевое описание концепта, ценностные составляющие концепта, русская языковая картина мира
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Касьян Л.А. Термин «концепт» в современной лингвистике: различные его толкования // Вестн. Югор. гос. ун-та. 2010. Вып. 2(17). С. 50–53.
2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Яз. рус. культуры, 1997. 824 с.
3. Barsalou L.W. Frames, Concepts, and Conceptual Fields // Frames, Fields, and Contrasts / ed. by A. Lehrer, E.F. Kittay. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1992. P. 21–74.
4. Голанова Е.И. Номинация в сфере автолексики // Способы номинации в современном русском языке. М.: Наука, 1982. C. 159–228.
5. Усачева С.Н. Семантическая организация рекламных текстов в коммуникативном и культурологическом аспектах: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2004. 192 с.
6. Булатникова Е.Н. Концепты «лошадь» и «автомобиль» в русском языке: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 207 с.
7. Барбун В.В. Аксиологические признаки концепта «Автомобиль» в американской и русской лингвокультурах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 2016. № 5. С. 118–128.
8. Швецова Е.В. Контрастивный анализ концепта «автомобиль» в русском и английском языках // Вопр. гуманит. наук. 2019. № 3(102). С. 54–56.
9. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей: пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2007. 944 с.
10. Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2015. 320 с.
11. Гордеева Н.В. Функционально-творческие особенности текстов радиорекламы: русскоязычное FM - вещание Казани: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2012. 197 с.
12. Ступакова Е.В. Творческие принципы создания рекламного блока на коммерческой радиостанции «Радио 7» // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2013. № 1. С. 78–84.
13. Щепилова Г.Г. Классификация рекламы на радио // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 6. С. 28–38.
14. Аниськина Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 1. С. 69–73.
15. Жаровская Е.В. Просодика в рекламном радиодискурсе // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2015. № 10-1(52). C. 72–76.
16. Фахретдинова Г.Н. Жанровая разновидность и особенности рекламы на татарском языке // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2018. № 7-2(85). C. 409–413.
17. Наумова Д.Д., Будник Е.А. Вербальные и невербальные средства привлечения внимания в рекламной коммуникации // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2014. № 4. С. 36–39.
18. Сомова Е.Г. Роль мелодики в рекламном радиодискурсе // Язык. Текст. Дискурс. 2005. Вып. 3. С. 162–171.
19. Кошарная Г.Б., Афанасьева Ю.Л. Особенности восприятия потребителями радиорекламы // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Обществ. науки. 2007. № 4. С. 3–8.
20. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт: моногр. М.: Гнозис, 2004. 236 с.
21. Попова З.Д., Стернин И.А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения // Культура общения и ее формирование: регион. науч.-метод. конф. (Воронеж, 16–17 апреля 2001 г.). Вып. 8. Воронеж: Полиграф, 2001. С. 27–30.
22. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / науч. ред. И.А. Стернин. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75–80.
23. Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н.М. URL: https://lexicography.online/ etymology/shansky (дата обращения: 15.01.2021).
24. Этимологический онлайн-словарь русского языка Семенова А.В. URL: https://lexicography.online/ etymology/semyonov/ (дата обращения: 15.01.2021).
25. Толковый онлайн-словарь русского языка Ушакова Д.Н. URL: https://lexicography.online/explanatory/ ushakov (дата обращения: 15.01.2021).
26. Малый академический словарь Евгеньевой А.П. (МАС). URL: https://lexicography.online/explanatory/mas/ (дата обращения: 15.01.2021).
27. Толковый онлайн-словарь русского языка Ожегова С.И. URL: https://lexicography.online/explanatory/ozhegov (дата обращения: 15.01.2021).