Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Индекс виртуальности: философское обоснование. С. 99-107

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

141.1:004

DOI

10.37482/2687-1505-V106

Сведения об авторах

ЕЛХОВА Оксана Игоревна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета (Республика Башкортостан, г. Уфа). Автор более 120 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, трех учебников*
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5052-5935

*Адрес: 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 3/4; e-mail: oxana-elkhova@yandex.ru

Аннотация

В статье приводится философское обоснование понятия «индекс виртуальности». Использование индексного метода составляет новизну исследования и позволяет рассмотреть виртуальную реальность с новых методологических позиций. Осуществляется схематизация индекса виртуальности: по мнению автора, он выступает как некоторый относительный обобщенный показатель, который служит для характеристики изменения такого явления, как виртуальная реальность. Выделяются базовые составляющие индекса виртуальности: immersion (погруженность), involvement (вовлеченность), interactivity (интерактивность), которые имеют количественное и качественное выражение. Индекс виртуальности схематично может быть представлен так: VR Index = Im·Inv·Int, где Im - immersion (погруженность), Inv - involvement (вовлеченность), Int - interactivity (интерактивность). Для каждого конкретного случая пребывания пользователя в виртуальном мире вышеприведенная закономерность приобретает следующий вид: VR Index = Imm·Invn·Intp, где коэффициенты m, n, p > 0. Погруженность характеризует охваченность органов чувств человека, находящегося в искусственно созданной среде. Вовлеченность указывает на рациональную и эмоциональную составляющие внутреннего мира человека. Интерактивность, в свою очередь, определяет процессы взаимодействия пользователя и виртуальной среды. Каждая из этих величин вносит свой вклад в значение индекса виртуальности. Автором выделяются два предельных случая – виртуальные реальности с низким (Low-VR Index) и высоким (High-VR Index) индексом виртуальности. В первом случае виртуальные реальности задействуют два основных канала восприятия человека – зрение и слух, характеризуются минимальной вовлеченностью пользователя и слабой интерактивностью; пользователь хорошо осознает, что взаимодействует с симуляцией реального мира. Во втором случае виртуальные реальности охватывают большое число каналов восприятия человека, имеют высокий уровень вовлеченности пользователя и интерактивности, грань между действительным и виртуальным миром для него стирается.

Для цитирования: Елхова О.И. Индекс виртуальности: философское обоснование // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 3. С. 99–107. DOI: 10.37482/2687-1505-V106

Ключевые слова

онтология виртуальной реальности, индекс виртуальности, погруженность, вовлеченность, интерактивность, эффект присутствия, подавление неверия
Скачать статью (pdf, 0.5MB )

Список литературы

1. Елхова О.И. Подходы к исследованию виртуальной реальности: моногр. Уфа: Гилем, 2008. 100 с.
2. Елхова О.И. Онтологическое содержание виртуальной реальности: дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2011.
330 с.
3. Энциклопедия статистических терминов: в 8 т. Т. 1. Методологические основы статистики. М.: Федер.
служба гос. статистики, 2011. 183 с.
4. Chen А. Is Virtual Travel Here to Stay, Even After the Pandemic Subsides? // National Geographic. 2020. 20 April. URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/2020/04/can-virtual-reality-replace-real-tourism-duringpan...and-beyond/ (дата обращения: 25.01.2021).
5. Greengard S. Virtual Reality. The MIT Press, 2019. 264 p.
6. Lanier J. Information Is an Alienated Experience. N. Y.: Basic Books, 2006. 285 p.
7. Cytowic R.E. Synesthesia. The MIT Press, 2018. 197 p.
8. Mateer J. Directing for Cinematic Virtual Reality: How the Traditional Film Director’s Craft Applies to Immersive Environments and Notions of Presence // J. Media Pract. 2017. Vol. 18, № 1. Р. 14–25. DOI: 10.1080/14682753.2017.1305838
9. Bouchard S., St-Jacques J., Robillard G., Renaud P. Anxiety Increases the Feeling of Presence in Virtual Reality // Presence Teleoper. Virtual Environ. 2008. Vol. 17, № 4. Р. 376–391. DOI: 10.1162/pres.17.4.376
10. Heeter C. Being There: The Subjective Experience of Presence // Presence Teleoper. Virtual Environ. 1992. Vol. 1, № 2. Р. 262–271. DOI: 10.1162/pres.1992.1.2.262
11. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение: пер. с англ. М.: Новое лит. обозрение, 2006. 184 с.
12. Кольридж С.Т. Избранные труды: пер. с англ. М.: Искусство, 1987. 347 c.
13. Bennett B. The Normativity of 3D: Cinematic Journeys, “Imperial Visuality”, and Unchained Cameras // Jump Cut. 2013. № 55.
14. Ross М., Munt A. Cinematic Virtual Reality: Towards the Spatialized Screenplay // J. Screenwriting. 2018. Vol. 9, № 2. Р. 191–209. DOI: 10.1386/josc.9.2.191_1