CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

От веры к религиозным ориентациям: дилеммы социального и индивидуального, позитивного и негативного. С. 92–105

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

111+122+14

DOI

10.37482/2227-6564-V010

Сведения об авторах

КУРАЧЕВ Дмитрий Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент, доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Брянск). Автор около 100 научных публикаций, в т. ч. 6 монографий*
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6325-8752
КУРАЧЕВА Лариса Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Автор 45 научных публикаций**
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6348-9462
*Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Горького, д. 18А; e-mail: kyrachev@mail.ru
**Адрес: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14; e-mail: larisakuracheva@mail.ru

Аннотация

На протяжении тысячелетий религия держала монополию на определение реальности, определяла жизнедеятельность народов и цивилизаций. До настоящего момента религиозные мужи с осторожностью относятся к науке. Позиция ученого столь же осторожна и критична по отношению к религии. Вера и наука базируются на разных онтологических и гносеологических ориентирах. Балансировать на двух позициях удается далеко не каждому. В современном кросскультурном мире, в хаосе экзистенциональных проблем Saecularis, набирая форсаж, срывается в штопор, а Religio Renascentiae приобретает формы гротеска. В постмодернистском сознании образовался семантический барьер между «ratio» и «νοῦς». Но боги и ангелы не умерли – в хаосе мировоззренческой эклектики они стали депрессиями, психозами, неврозами, биполярными эмоциональными расстройствами и т. п. Обыватель тщетно старается стереть древние голоса массового бессознательного и превратить их в пыль под ногами на асфальте натоптанных дорог мегаполиса. В статье анализируется проблематика религиозной веры через призму модернистской ее рефлексии. Вера позиционируется как религиозные ориентации в дилемме социального и индивидуального, позитивного и негативного. В работе предпринята попытка проследить аспекты мимикрии сакрального и религиозного под современное секулярное сознание, в котором религия анализируется с рациональнорефлексивной позиции как критерий социальных деструкций и размежеваний, как консолидатор индивидуальной идентичности. Психологический акцент в исследовании обусловлен убеждением авторов в его наиболее рельефном, утилитарном и вместе с тем понятном современному человеку тезаурусе.
Для цитирования: Курачев Д.Г., Курачева Л.Г. От веры к религиозным ориентациям: дилеммы социального и индивидуального, позитивного и негативного // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 2. С. 92–105. DOI: 10.37482/2227-6564-V010

Ключевые слова

религиозный концепт, религиозные ориентации, функциональность, дисфункциональность, позитив и негатив религиозных ориентаций, секуляризация, конфессиональный ренессанс, социальное размежевание
Скачать статью (pdf, 0.4MB )

Список литературы

1. Allport G.W. The Individual and His Religion: A Psychological Interpretation. N. Y.: Macmillan, 1950. 147 p.
2. Allport G.W., Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // J. Pers. Soc. Psychol. 1967. № 5. P. 432–443.
3. Taylor E.I. Psychology of Religion and Asian Studies // J. Transpers. Psychol. 1978. Vol. 10, № 1. P. 67–79.
4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. М.: «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.
5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / под ред. С.В. Лурье. М.: Акад. проект, 2017. 415 с.
6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Канон+, 2014. 368 с.
7. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». М.: Азбука, 2015. С. 106.
8. Rank O. The Trauma of Birth. N. Y., 1929. 224 p.
9. Reich W. Ether, God and Devil: Cosmic Superimposition. N. Y., 1973. 308 p.
10. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Канон+, 2019. 336 с.
11. Scheff T.J. Catharsis in Healing, Ritual and Drama. Berkley: University of California Press, 1979. 246 p.
12. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Ганга, 2018. 528 с.
13. Фромм Э. Психоанализ и религия // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов: сб. М.: Политиздат, 1990. С. 143–221.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Книга по требованию, 2012. 366 с.
15. Maslow A.H. Religions, Values, and Peak Experiences. Columbus: Ohio State University Press, 1964. 123 p.
16. Skinner B.F. About Behaviorism. N. Y.: Vintage Books Edition, 2011. 304 p.
17. Skinner B.F. The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis. N. Y.: Appleton-Century Company, Inc., 1938. 457 p.
18. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М.: АСТ, 2017. 352 с.
19. Храмова К.В. Гетеродоксальное религиозное сознание и нетрадиционная медицина как факторы риска для здоровья современного человека // Вестн. Башк. гос. мед. ун-та. 2017. № 5. С. 89–99.
20. Батарчук Д.С. Акмеологическое развитие поликультурной личности // Акмеология. 2013. № 1. С. 33–35.
21. Резунова М.В., Белозор А.Ф., Овчинникова О.А. Межкультурная коммуникация как неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста народного хозяйства региона // Вестн. Брян. гос. с.-х. акад. 2018. № 5(69). С. 66–71.
22. Батурина О.С. Сохранение и укрепление традиционных ценностей культуры толерантности в многополярном мире: взгляд молодых ученых на актуальные проблемы // Сохранение и укрепление традиционных ценностей культуры толерантности в многополярном мире: сб. материалов Молодеж. науч. шк.-конф., г. Уфа, 17–19 декабря 2018 года / отв. ред. О.С. Батурина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. Ч. 1. С. 7–11.
23. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 479 с.
24. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. СПб.: Акад. проект, 2017. 905 с.
25. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
26. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 15–36.
27. Мухина В.С. Духовное производство – важнейшее условие развития сознания и духовности человечества // Развитие личности. 2018. № 3. С. 10–16.
28. Kurachev D.G. The Self-Awareness of Young Adepts of the Hare Krishna Cult // Russ. Educ. Soc. 2012. Vol. 54, № 2. P. 16–34.
29. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.