CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблема социального трансцендирования в контексте теории трансцендентностей А. Шюца и Т. Лукмана. С. 100–110

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

111.8

DOI

10.17238/issn2227-6564.2019.4.100

Сведения об авторах

ЛАТЫШЕВА Жанна Вячеславовна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор более 80 научных публикаций*
*Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87; e-mail: joan_lat@mail.ru

Аннотация

В статье исследуется проблема социального трансцендирования как одного из важнейших условий достижения социальной стабильности и единства, как метода осуществления социальной интеграции. Рассмотрение трансцендирования в социальном аспекте является весьма перспективной задачей ввиду важности и недостаточной разработанности данной проблематики. Одним из необходимых источников, составляющих теоретико-методологическую базу исследования, выступает социально-феноменологическая теория трансцендентностей Альфреда Шюца и Томаса Лукмана. На основе ее изучения формируется феноменологическая трактовка социальных трансцендентностей, а также выявляются сущностные особенности социального трансцендирования. Выделяя три вида трансцендентностей – «малые», «средние» и «великие», авторы теории трансцендентностей показывают, что социальный характер имеют только «средние» и «великие». Однако все три указанные разновидности аппрезентируются с помощью признаков, знаков и символов. «Средние» трансцендентности интерсубъективны, наличествуют в мире повседневности, указывают на непознанные стороны Другого. Интерсубъективные трансцендентности непреодолимы, но с помощью восприятия по аналогии возможно вероятностное понимание Другого, причем опыт Другого переживается в коммуникативной ситуации Мы-отношения. «Великие» трансцендентности – сна, сновидений, экстазов, смерти, теоретических ориентаций – связаны с внеповседневной реальностью, знаменуют собой решительный выход за рубежи обыденной жизни. Такой выход может реализовываться как поступательно, так и скачками, как непроизвольно и хаотично, так и спланированно и систематически. Стремясь преодолеть «средние» и «великие» трансцендентности как нечто необъяснимое и непредсказуемое, а потому социально опасное, люди истолковывают их творчески в различных коммуникативных ситуациях, увязывая с определенными смыслами и значениями. В ходе данного процесса происходят смысловая организация и упорядочивание социума, укрепление его безопасности и стабильности. Автор делает вывод о том, что социальное трансцендирование носит коммуникативно-семантический характер и таковым предстает в различных сферах социального творчества – науке, искусстве, религии, философии и т. д.

Ключевые слова

социальная трансцендентность, социальное трансцендирование, интерсубъективность, Другой, А. Шюц, Т. Лукман
Скачать статью (pdf, 4.4MB )

Список литературы

1. Плотин. О прекрасном (I 6) / пер. А.Ф. Лосева // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Иск-во, 1980. Т. VI. С. 435–443.
2. Августин Блаженный. Исповедь // Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 1. Об истинной религии / сост. и подгот. текста С.И. Еремеева. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 469–741.
3. Августин Блаженный. О количестве души // Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 1. Об истинной религии / сост. и подгот. текста С.И. Еремеева. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С. 183–263.
4. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии // Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. С. 36–205.
5. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя: Изд-во Олега Абышко, 2002. С. 736–763.
6. Аминова А.Р. Трансцендирование как системообразующий элемент духовной деятельности: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2006. 140 с.
7. Пушкарева М.А. Идея свободы в ее трансцендентально-системном представлении: дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2005. 325 с.
8. Димитрова С.В. Онтологическое трансцендирование (условия обретения свободы) // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и соц. технологии. 2010. № 1(11). С. 103–108.
9. Карпов А.О. К проблеме феноменологии творчества // Филос. науки. 2005. № 5. С. 105–119.
10. Акчурин Б.Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: дис. … д-ра филос. наук. Уфа, 2004. 315 с.
11. Руткевич Е.Д. Томас Лукман // Современная американская социология: сб. ст. / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 227–250.
12. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.
13. Дреер Й. Символ и теория жизненного мира: «Трансценденции жизненного мира и их преодоление посредством знаков и символов» // Социология: теория, методы, маркетинг. 2011. № 3. С. 3–25.
14. Мерло-Понти М. Око и дух / пер. с фр., предисл. и коммент. А.В. Густыря. М.: Иск-во, 1992. 64 с.
15. Мерло-Понти М. В защиту философии / пер. с фр., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит., 1996. 248 с.