CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Социальные медиа как форма трансценденции. С. 102–110

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2+17.021.3

Сведения об авторах

БАЕВА Людмила Владимировна,
доктор философских наук, профессор, декан факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета. Автор 230 научных публикаций
Адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20 А; e-mail: baevaludmila@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению феномена социальных медиа с позиции философско-аксиологического и экзистенциального анализа. В исследовании дается характеристика социальных медиа как одного из характерных феноменов в составе электронной культуры, выявляются их типичные признаки и тенденции развития. Предлагаются классификация и анализ преобладающих типов, характеризующих общение и активность субъектов в социальных медиа (эстетическо-гедонистический, этический, геймерский, нарциссический, консьюмеристический, профессионально-деловой, провоцирующий). На основе аналитических данных выделены ключевые антиномии современных социальных медиа: с одной стороны, направленность к самоорганизации и открытости, с другой – к скрытому управлению; тенденция к укреплению демократизации с одной стороны и дестабилизации социальной системы в силу высокой рискогенности контента – с другой; умножение социальной коммуникации на фоне ослабления социальной кооперации и поддержки и т. д. Социальные медиа представлены как одна из форм трансценденции человека в современной социокультурной и информационной среде, способствующая взаимодействию с Другими, обретению смыслов и ценностей, но при этом имеющая симулятивный характер. Выявлено, что современные особенности медиа в силу их антиномичности оказываются формой и объективации личности, и растворения индивидуальности в обезличенной эфемерной коммуникации, подчинения мышления индивида стереотипным паттернам социальных сетей. Удаленная коммуникация создает глобальную связанность и взаимовлияние, но не способна стать поддерживающей средой для человека перед вызовами экзистенциальных проблем. Среди социальных функций в современных медиа преобладающее значение имеют не столько кооперация и обмен знаниями, сколько функции рекламы, рекреации, потребления, общения, которое переходит в статус терминальной ценности информационного социума.

Ключевые слова

сетевая коммуникация, социальные медиа, социальные сети, электронная культура, антиномии, трансценденция
Скачать статью (pdf, 4MB )

Список литературы

1. McLuhan H.M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science. Toronto: University of Toronto Press, 1992. 252 p.
2. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. 348 c.
3. Hansen D.L., Shneiderman B., Smith M.A. Analyzing Social Media Networks with NodeXL: Insights from a Connected World. N. Y.: Elsevier, 2010. 304 p.
4. Heller P.B. Technoethics: The Dilemma of Doing the Right Moral Thing in Technology Applications // Int. J. Technoethics. 2012. Vol. 3, № 1. P. 14–27.
5. Fuchs C. Social Media and the Public Sphere // TripleC. 2014. Vol. 12, № 1. P. 57–101.
6. Miller V. Understanding Digital Culture. London: SAGE Publications, 2013. 254 p.
7. Macek J. Defining Cyberculture / ed. by P. Binková, J. Volek. Masaryk University Press, 2004. Vol. 2.
8. Ronchi A.M. e-Culture: Cultural Content in the Digital Age. N. Y.: Springer, 2009. 486 p.
9. Capurro R. Towards an Ontological Foundation of Information Ethics // Ethics Inform. Technol. 2006. Vol. 8, № 4. P. 175–186.
10. Floridi L. The Ethic of Information. Oxford: Oxford University Press, 2013. 384 p.
11. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 607 с.
12. Rogerson S. Social Values in the Information Society. FTI Annual Report // Forum of Information Technology. Milan, 1998.
13. White C.M., Cutello C.A., Gummerum M., Hanoch Y. A Cross-Cultural Study of Risky Online Self-Presentation // Cyberpsychology, Behav. Soc. Netw. 2017. Vol. 21, № 1.
14. Papacharissi Z. The Virtual Sphere 2.0. The Internet, the Public Shpere, and Beyond // Routledge Handbook of Internet Politics / ed. by A. Chadwick, P.N. Howard. N. Y.: Routledge, 2009. P. 230–245.
15. Jin D.Y. The Construction of Platform Imperialism in the Globalization Era // TripleC. 2013. Vol. 11, № 1. P. 145–172.
16. Castells M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Cambridge: Polity Press, 2012.
17. Burgess J., Green J. YouTube: Online Video and Participatory Culture. Cambridge: Polity Press, 2009.
18. Garton L., Haythornthwaite C., Wellman B. Studying Online Social Networks // J. Computer-Mediated Commun. 1997. Vol. 3, № 1. URL: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1997.tb00062.x (дата обращения: 03.07.2017).
19. Chi J.L. Network Societies and Internet Studies: Rethinking Time, Space, and Class // The Oxford Handbook of Internet Studies / ed. by W.H. Dutton. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 109–128.