Почтовый адрес: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сущность человека: классический, неклассический и неоклассический дискурс. С. 61–72

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

101.9

Сведения об авторах

МЕНЬЧИКОВ Геннадий Павлович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры общей философии института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета. Автор 196 научных публикаций*
*Адрес: 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35; e-mail: menchikovgp@mail.ru

Аннотация

В статье предпринимается историко-компаративистский анализ понимания сущности человека в трех типах философского миропонимания: классическом, неклассическом и неоклассическом. Цель данного исследования – прояснить приращение в понимании того, что есть человек в качестве человека. В работе обосновывается, что в классическом и неклассическом типах в силу преобладания абсолютистского миро- понимания к человеку осуществляется функциональный подход: отождествляются природа и сущность человека. В неоклассическом типе сущность человека и природа человека перестают отождествляться – тем самым осуществляется внефункциональное определение сущности человека, которое выявляет его труднопонимаемую уникальность. Последняя проявляется через существенные устойчивые признаки, причем реалистические и пока не повторяющиеся больше ни у кого в достижимом человечеству космосе. Элиминируется и невольное сведение сущности человека к сущности животного, а также и непозволительное отношение человека к человеку и человека к самому себе. Главным аргументом онтологической инаковости является принципиально иная детерминация: если сущность животного определяется инстинктами и средой, то на человека они влияют, но не определяют его родовую сущность, не определяют человека в качестве человека. Определяющими и пропитывающими все другие оказываются экзистенциальные детерминации (особенно смысл жизни, смысл человеческой жизни), причем любого человека – неосознаваемо и осознаваемо. Когда у животного все состоялось, у человека все только начинается. Основной оппонирующий вывод статьи: человек есть не биосоциальное существо, а субъект-объект культуры, культурное существо, каждый на свой лад.

Ключевые слова

классический дискурс, неклассический дискурс, неоклассический дискурс, сущность человека, экзистенциальные детерминации, третий дом бытия, функциональный подход, внефункциональный подход
Скачать статью (pdf, 3.9MB )

Список литературы

  1. Смирнов С.А. Человек после Освенцима и ГУЛАГа, или Как возможно вопрошать о человеке // Филос. науки. 2016. № 6. С. 77–91. 
  2. Меньчиков Г.П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение // Уч. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2013. Т. 155, кн. 1. С. 105–116. 
  3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Едиториал УРСС, 2003. 312 с. 
  4. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М.: АСТ, 2010. 698 с. 
  5. Солодухо Н.М. Методологические принципы построения ситуационной картины мира // Ситуационные исследования. Вып. 4. Ситуационная картина мира: по материалам междунар. науч.-филос. конф. Казань: Изд-во КГТУ, 2011. С. 6–11. 
  6. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2001. 583 с. 
  7. Рубцов А.В. Архитектоника постмодерна. Время // Вопр. философии. 2011. № 10. С. 37–47. 
  8. Menchikov G.P., Sharifullin B.Z. Global Evolutionism and Heterarchical Thinking // The Soc. Sci. 2015. Vol. 10, № 6. P. 1250–1254. 
  9. Аксенов Г.П. Рассимволизация Абсолюта // Вопр. философии. 2015. № 8. С. 53–63. 
  10. Байдачная Е.В. Сущность экзистенциального поворота в культуре: на пути к осознанию // Вопр. культурологии. 2013. № 6. С. 60–64. 
  11. Сайкина Г.К. Трудно быть человеком… (Метафизические маршруты человека). Казань: Казан. ун-т, 2012. 428 с. 
  12. Меньчиков Г.П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М.: Спутник+, 2015. 96 с. 
  13. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ). Казань: Грандан, 1999. 408 с. 
  14. «Реалистический поворот» в современной эпистемологии, философии сознания и философии науки? Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 2017. № 1. С. 5–38. 
  15. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 285 с. 
  16. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопр. философии. 1993. № 4. С. 89–105. 
  17. Воронцов В. Природа первой маски и ее роль в антропосоциокультурогенезе // Филос. антропология. 2017. Т. 3, № 1. С. 151–167. 
  18. остина А.В., Флиер А.Я. Три типа культуры – три функциональные стратегии жизнедеятельности // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. 2009. Т. 18, № 2. С. 23–36.