CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Ценности и оценка в дискурсе консюмеризма: лингвопрагматический и критический анализ. C. 122–130

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

81’2:316.752

Сведения об авторах

МОЛОДЫЧЕНКО Евгений Николаевич, кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор 20 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
*Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20; e-mail: e.molodychenko@gmail.com

Аннотация

В статье представлен дискурс-аналитический взгляд на интерпретацию языковой оценки как инструмента трансляции ценностей так называемого дискурса консюмеризма, отраженного, в частности, в текстах популярных гендерно-специфицированных интернет-порталов. Ключевая категория исследования – категория «ценность», понимаемая как выработанная социумом модель должного, и соотносимая с определенной социальной практикой. Одним из генераторов и трансляторов ценностей является языковое измерение социальной практики – дискурс. Ценности представляют собой интегральную часть дискурса, фиксирующего определенное «видение мира», выгодное стоящим за этим дискурсом социальным акторам. Единицей текстового анализа является «ценностный смысл» – семантическое измерение текста, связанное с отражением ценностей, задаваемых дискурсивно. Одной из основных текстовых систем, отвечающих за лексико-грамматическую реализацию ценностных смыслов, является система языковой оценки. Анализ языковых средств системы оценки целостного текста позволяет выявить и описать тезаурус ценностных смыслов этого текста. С точки зрения непосредственных риторических эффектов оценка может рассматриваться как способ установления «солидарности» с потенциальным адресатом при одновременном «отдалении» от аксиологического «чужого». С другой стороны, создание единого пространства ценностных смыслов может рассматриваться как способ «легитимизации» необходимости приобретения определенных товаров, т. е. выполнять функции, традиционно приписываемые рекламному тексту. Однако в более широкой дискурс-аналитической и социолингвистической перспективе трансляцию ценностных смыслов следует скорее рассматривать как инструмент формирования более устойчивых моделей знания, в т. ч. и ценностей, а сами тексты анализируемого жанра – как инструмент создания определенной ментальности, ментальности общества потребления.

Ключевые слова

категория «ценность», ценностный смысл, аксиология, критический анализ дискурса, дискурс консюмеризма
Скачать статью (pdf, 3.2MB )

Список литературы

  1. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Совре- менный социо-анализ: сб. работ авторов, получивших гранты Моск. отделения Рос. науч. фонда и Фонда Форда. М., 1996. Вып. VI. С. 5–23. 
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М., 2003. 511 с. 
  3. Fairclough N. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London; N. Y., 2003. 270 p. 
  4. Harman G. Explaining Value // Soc. Philos. Policy. 1994. Vol. 11, № 1. P. 229–248. 
  5. Boudon R. The Origin of Values: Essays in the Sociology and Philosophy of Beliefs. New Brunswick; London, 2013. 230 p. 
  6. Martin J.R., White P.R.R. The Language of Evaluation: Appraisal in English. London; N. Y., 2005. 278 p. 
  7. Halliday M.A.K., Matthiessen C.M.I.M. An Introduction to Functional Grammar. London, 2004. 689 p. 
  8. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М., 2014. 200 с. 
  9. Чернявская В.Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопр. когнит. лингвистики. 2014. № 1. С. 54–61. 
  10. Van Dijk T.A. Discourse and Cognition in Society // Crowley D., Mitchell D. Communication Theory Today. Oxford, 1993. P. 107–126. 
  11. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2014. 284 с. 
  12. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009. 595 с. 
  13. Marcuse H. One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society. Boston, 1964. 257 p.