CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Семиотические идеи в истории античной философии. С. 82–90

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

164.02:“652”+1(091)

Сведения об авторах

СКРИПНИК Константин Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, руководитель кафедры истории философии института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Автор более 150 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий и 4 учебных пособий*
*Адрес: 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, д. 116; e-mail: skd53@mail.ru

Аннотация

Несмотря на широкое распространение семиотических исследований, семиотика до сих пор находится в поисках собственной идентичности. Исходя из того, что семиотические идеи появились гораздо раньше самой семиотики, в статье рассматривается возникновение семиотических идей в античной философии, в рамках которой авторами трактатов о знаках были такие известные философы, как Филон, Зенон, Феофраст и Филодем. В центре внимания находятся идеи Платона и Аристотеля, стоической и эпикурейской школ. Показано, что для Платона ключевым вопросом является возможность познания вещей через именование (означивание в широком смысле слова). Рассмотрение роли знаков у Аристотеля занимает промежуточное место между логикой и риторикой; знак у него играет инструментальную роль в процессе рассуждения и приобретения знания. Аристотель принимает функциональное определение знака, которое было поддержано и в стоической школе. Важной характеристикой знакового отношения у стоиков является его понимание как триады, включающей две материальные сущности и нечто ментальное, известное как λεϰτóν. Λεϰτóν выступает как антецедент кондиционала. Рассматривая знаковое отношение как отношение вывода, стоики подразделяют знаки на указывающие и напоминающие в зависимости от их роли в познании. Для эпикурейской школы знаки играют существенную роль в процессе перехода от очевидного и известного к неизвестному. Природа знака понимается как диадическая. Стоическая и эпикурейская интерпретации знака являются корнями двух моделей знака, принятых в современной семиотике. Автор статьи утверждает, что адекватная реконструкция истории семиотических идей возможна лишь в контексте истории традиционно философских проблем.

Ключевые слова

семиотика, знаковое отношение, именование, классификация знаков, Платон, Аристотель, стоики, эпикурейская школа
Скачать статью (pdf, 3.2MB )

Список литературы

  1. Eco U. From the Tree to the Labyrinth. Cambridge, 2014. 
  2. Divination and Interpretation of Signs in the Ancient World / ed. by A. Annus. Chicago, 2010. 351 p. 
  3. Буше-Леклерк О. История гадания в античности: Греческая астрология, некромантия, орнитомантия. М., 2012. 424 с. 
  4. Тахо-Годи А.А. Примечания // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 835–842. 
  5. Manetti J. Signs of Antiquity/Antiquity of Signs // Versus. 1988. № 50–51. 
  6. Barnes J. Epicurean Signs // Oxford Studies in Ancient Philosophy / ed. by J. Annas. Oxford, 1988. P. 91–134. 
  7. Asmis E. Episurus’ Scientific Method. Ithaca, 1984. 
  8. Long A.A. Reply to Jonathan Barnes // Oxford Studies in Ancient Philosophy / ed. by J. Annas. Oxford, 1988. P. 135–144. 
  9. Philodemus: On Method of Inference: A Study in Ancient Empiricism / ed. by P.H. De Lacy, E.A. De Lacy. Philаdelphia, 1941. 200 p.