CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Социальная политика в отношении детской «дефективности» в военно-революционный период и первую декаду Советской власти (1914–1927 годы). С. 157–166.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

376: 376.1; 159.922.7; 37.013.42; 364.4; 316.334.3; 93/94

Сведения об авторах

Калинникова-Магнуссон Лия Владимировна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник научного центра российских и евразийских исследований университета Упсалы (Швеция), старший преподаватель университета Йевле (Швеция). Автор более 60 научных публикаций, в т. ч. двух учебных пособий и одной монографии 

Магнуссон Магнус, старший преподаватель департамента специального образования Университета Стокгольма, профессор кафедры языков народов Севера института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных публикаций

Аннотация

Социальная политика в области «детской дефективности» военного времени и первых лет советской власти (1914–1927 годы) формировалась в условиях тяжелейших социально-политических потрясений. Многомиллионные демографические потери будущего человеческого ресурса в виде плохого здоровья детей, высокой детской смертности, потенциально нерожденных в будущие десятилетия детей стоят в ряду с другими фактами военно-революционных последствий обсуждаемого периода. Анализ текстов различных исторических документов, релевантных доминирующим политическому и научному дискурсам в этой области, позволил определить сущность социальной доктрины страны Советов и ее роль в понимании ключевых акторов новой социальной политики в области «дефективного» детства. Детская «дефективность» приобретала расширенное толкование. Появляются «новые дефективные» дети – беспризорники и уличные дети и подростки. Благотворительная и частная формы социального призрения «дефективных/больных» детей, поддерживаемые социальной политикой Российской империи, были национализированы. На их место пришли «новые учреждения»: первые прототипы советских интернатных учреждений («школы-коммуны для морально дефективных»). Понимаемые традиционно «дефективные/больные» и «новые дефективные» дети и подростки стали единой «армией морально дефективных». Новая социальная доктрина страны Советов, выразившаяся в принципе социалистического гуманизма, на практике (по различным причинам) не смогла защитить право наиболее нуждающейся группы детского населения на полноту членства в новом обществе. Научный дискурс «заботы» зарождался в недрах лечебной педагогики и педологии. Дефектология, восходящая на место научной филантропии, становится фундаментом научного знания о «дефективных» детях и решающим регулятором социально-политических дискуссий «заботы» о них в последующих декадах советского времени.

Ключевые слова

детская дефективность, «новые» дефективные дети, социальная политика, принцип социалистического гуманизма, специальные учреждения.
Скачать статью (pdf, 2.5MB )

Список литературы

  1. Луначарский А.В. Защита детей // Изв. 1921. 24 февр. 
  2. Крупская Н.К. К вопросу об отмене детского труда // Собр. соч.: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева. М., 1959. T. 4. 1917–1920. C. 13–18. 
  3. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопр. истории. 2000. № 11. C. 134–139. 
  4. Мосин В.О. Становление и развитие учреждений для детей-инвалидов в России // Вестн. Том. гос. архит.- строит. ун-та. 2010. № 4. С. 93–99. 
  5. Kalinnikova L., Trygged S. Retrospect on Care and Denial of Children with Disabilities in Russia // Scandinavian Journal of Disability Research. 2014. Vol. 16, iss. 3. P. 229-248. 
  6. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР. М., 1958–1960. 
  7. Коллонтай А.М. Из моей жизни и работы. Одесса, 1921. 
  8. Крупская Н.К. Собр. соч.: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева. М., 1957. Т. 1. 
  9. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: в 2 т. Петроград, 1915. 
  10. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Вопр. дефектологии. 1931. № 1–2. С. 8–17. № 3. С. 3–18. 
  11. Выготский Л.С. К вопросу педологии и смежных с ней науках // Педология. 1931. № 3(15). С. 12–22. 
  12. Басова А.Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. М., 1965. 
  13. Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание и обучение трудных детей. М., 1913. 
  14. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2-е изд. М., 1980. 
  15. Георгиевкий П.И. Помощь бедным и благотворительность. СПб., 1894. 
  16. Тевлина В.В. Российская империя и Запад: интеграция социальной политики. Архангельск, 2008. 
  17. Трошина Т.И. История социальной работы на Архангельском Севере. Конец XVIII – середина XX века: учеб. пособие. Архангельск, 2007. 
  18. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1999. 
  19. Грачёва Е.К. «Дневник: 36 лет среди больных детей» // Замский Х.C. Умственно отсталые дети: история изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. С. 355–386. 
  20. McCagg W. The Origins of Defectology // The Disabled in the Soviet Union: Past and Present, Theory and Practice / ed. by W.O. McCagg and L. Siegelbaum. Pittsburgh, 1989. P. 39–61. 
  21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. 2-е изд. М., 1994. 
  22. Первый всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью. М., 1922. 
  23. Крупская Н.К. К вопросу о морально-дефективных детях // Собр. соч.: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова И.В. Чувашева. М., 1958. Т. 2. 1918–1920. С. 148–151. 
  24. Крупская Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. М., 1923. 
  25. Коллонтай А.М. Борьба с царем-голодом // Известия харьковского совета и губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1919. 13 мая. 
  26. Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1919. 
  27. Дефектологический словарь / под ред. А.И. Дьячкова и др. М., 1970. С. 76–77. 
  28. Крупская Н.К. К вопросу о социалистической школе // Собр. соч.: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева. М., 1957. Т. 2. 1918–1920. 
  29. Выгодская Г.Л. Лев Семёнович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996. 
  30. Knox J., Stevens C. Vygotsky and Soviet Russian Defectology // The Collected Works of L.S. Vygotsky. Vol. 2. The Fundamentals of Defectology (Abnormal Psychology and Learning Disabilities) / ed. by R. Rieber, A. Carton. N. Y., 1993.