CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Джонни наигрывает» на сцене Одесской оперы. С. 129–133.

Версия для печати

Рубрика: Культурология. Искусствоведение

УДК

792.54

Сведения об авторах

Учитель Константин Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Автор 40 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Аннотация

Опера Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает» выделяется среди многочисленных сочинений композитора. Во второй половине 1920-х это сочинение было одним из самых популярных на европейской оперной сцене. Опера Кшенека много раз ставилась и в театрах СССР в конце 1920-х − начале 1930-х годов. В статье рассматривается постановка сочинения, занявшая важное место на пути становления Одесской оперы. Режиссером экспериментального спектакля был Яков Гречнев, дирижером – Самуил Столерман. Зрителей увлекали и детективный сюжет, и главный герой спектакля − энергичный чернокожий музыкант, и непривычные абстрактные декорации Ивана Назарьяна-Назарова, не изображавшие большой современный город натуралистически, а создававшие некую схему, способствующую определенным ассоциациям, дающую зрителю богатую пищу для воображения. Продолжая опыты кинофикации, широко распространенные в те годы в драматическом театре, постановщики ввели в спектакль кинематографические фрагменты, широко использовали световые эффекты. В танцевальных эпизодах, вплетенных в партитуру спектакля, использовались не только элементы современных западных танцев, но и популярные в то время акробатические фигуры − слова, составленные из тел гимнастов. Спектакль стал значительным явлением и вызвал бурную полемику. Среди зрителей и адептов спектакля был и пианист Святослав Рихтер. «Как это тогда было ново и интересно!» – вспоминал музыкант впоследствии. В годы «чисток» постановка стала одним из поводов увольнения талантливого режиссера Якова Гречнева из театра.

Ключевые слова

Эрнст Кшенек (Křenek), опера «Джонни наигрывает», современная опера, Одесский оперный театр, Яков Гречнев.
Скачать статью (pdf, 2.5MB )

Список литературы

  1. Боголюбов Н. Маяк // Театр. неделя. 1926. № 5–6. С. 7. 
  2.  <Б.а.> Нужно помочь Одесскому оперному театру // Веч. изв. 1930. 6 янв. 
  3. Жуковская А. Одесская опера в 1929–1932 годах. Воспоминания оперной артистки // Музична культура України у спогадах, матерiалах, листах / ред.-упор. I. Лисенко. Київ, 2008. C. 200–231. 
  4. Н. Г-ис. «Джонни наигрывает» // Веч. изв. 1930. 18 янв. 
  5. А-Т. «Джонни» под обстрелом общественной критики // Веч. изв. 1930. 5 февр. 
  6. Монсенжон Б. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2010. 479 с. 
  7. Хренников Т. За творчество, достойное советского народа // Сов. муз. 1948. № 1. С. 3–60. 
  8. Веселовская А.И. Экспрессионистские опыты музыкального театра Украины 1920 – начала 1930-х годов // Авангард и театр 1910–1920-х годов: сб. / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М., 2008. С. 195–220. 
  9. Хёглер Х. Янки из Венского леса // Эрнст Кшенек в «Геликон-опере». М., 2000. С. 10.