Почтовый адрес: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1410а, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: http://gum.narfu.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Пермогорская роспись по дереву как средство активизации творческой деятельности учащихся подросткового возраста. С. 177–182.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

373.1.02:745/749

Сведения об авторах

Янковская Екатерина Александровна, аспирант кафедры рисунка художественно-графического факультета Курского государственного университета, педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского творчества» (г. Курск). Автор 5 научных публикаций

Аннотация

В статье, посвященной проблеме активизации творческой деятельности учащихся подросткового возраста посредством пермогорской росписи по дереву, автор затрагивает одну из актуальных проблем современности: раскрытие творческого потенциала учащихся через знакомство с народным художественным промыслом Архангельского края. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, раскрывающая вопросы обучения и воспитания подростков средствами искусства и народного художественного творчества. Выявлены возрастные особенности усвоения учебного материала и соответствующий уровень познавательного интереса. В исследовании раскрывается опыт проведенной экспериментальной работы со школьниками подросткового возраста на базе средней школы. В работе приводятся основные положения диагностики имеющегося уровня творческой активности обучающихся, а также ключевые моменты внедряемой методики проведения занятий кистевой росписью на уроках изобразительного искусства. Основной целью проводимого эксперимента выступало максимальное раскрытие творческого потенциала, реализация потребностей и интересов подростков с учетом их психофизиологических особенностей. В ходе экспериментальной работы установлено, что наиболее полное раскрытие творческих способностей подростков, а также успешное усвоение учебного материала лучше происходит в специально подготовленных педагогических условиях при разработанной методической системе активизации креативности личности обучающегося. Исследование показало: чем более учащиеся вовлечены в творческий процесс создания собственных изделий в рамках изучения кистевой росписи, тем выше уровень творческой активности подростков на занятиях по изобразительному искусству. Благодаря методически верным формам воздействия качественно возрастает уровень творческой активности обучающихся подросткового возраста на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова

активизация, творческий потенциал личности учащегося, подростковый возраст, пермогорская роспись, народная художественная культура, методика обучения.
Скачать статью (pdf, 2.3MB )

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. за- ведений. М., 2002. 320 с.
  2. Андреев Ф.В. Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствования урока: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.
  3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 200 с. 
  4. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Л., 1983. 32 с. 
  5. Некрасова А.И. Русское народное искусство. М., 1924 с. 
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М., 1987. 255 с. 
  7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М., 2000. 256 с. 
  8. Сокольникова Н. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1997.
  9. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. … д-ра пед. наук. М., 1984. 444 с. 
  10. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: пособие для учителей. М., 1981. 
  11. Шорохов Е.В. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и компо- зиции: межвуз. сб. науч. тр. М., 1989. 
  12. Кузин B.C. Психология. М., 1982. 256 с. 
  13. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М., 2005.