CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Педагогическая практика как рефлексивная среда формирования профессионального опыта будущего учителя. С. 141–149.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

378.147.88(045)+37.015.31+159.955.4

Сведения об авторах

Аверкиева Галина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 49 научных публикаций, в т. ч. двух коллективных монографий, трех учебных пособий (в соавт.)

Щекина Светлана Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 79 научных публикаций, в т. ч. 4 коллективных монографий, трех учебных пособий (в соавт.)

Аннотация

Проблематика статьи связана с актуальным для педагогической теории и практики вопросом формирования профессионального опыта будущего учителя в ходе педагогической практики. В статье раскрывается значение рефлексии в формировании профессионального опыта студента вуза, характеризуются рефлексивные действия, необходимые для успешного его развития, рассматриваются эффективные способы организации рефлексивного анализа работы практиканта, выполняющего функции учителя. Обращая внимание на необходимость развития профессиональной рефлексии будущего педагога, авторы статьи раскрывают рефлексивный потенциал педагогической практики, подробно описывают методику формирования интеллектуальной и личностной рефлексии. Особое внимание уделяется описанию педагогических условий использования такой формы реализации рефлексивной деятельности, как «Рефлексивный дневник педагоги- ческой практики». Публикация носит как теоретико-методологический, так и практико-ориентированный характер. Представленный в ней опыт проектирования содержания и структуры рефлексивного дневника может быть с успехом использован в практике подготовки будущего учителя.

Ключевые слова

рефлексия, личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, педагогическая практика, рефлексивный дневник, профессиональный опыт, педагогический опыт.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Белозерцева Т.В. Виды рефлексии в педагогической деятельности // Педагогика. Психология. Методика преподавания. 2002. № 6. С. 86–89.
  2. Бессчетнова О.В., Никулина О.М. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 050711 «Социальная педагогика». Балашов, 2005.
  3. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, 2004.
  4. Виноградова В.А. Рабочая тетрадь студента-практиканта: учеб.-метод. разработка. Архангельск, 2003.
  5. Диордица Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов // Развитие личности на разных этапах онтогенеза. Сургут, 2004. Ч. 3. С. 87–93.
  6. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006.
  7. Каждан И.И., Тамбовкина Т.И. Педагогическая практика: инструктивно-методические материалы для студентов предвыпускного и выпускного курсов стационара. Калининград, 1990.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  9. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.
  10. Кузьмина Е. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса // Высш. образование в России. 2007. № 10. С. 69–75.
  11. Кулемзина А.В. Три мифа про детскую одаренность // Одаренный ребенок. 2002. № 4. С. 6–12.
  12. Лаптева Д.И., Войтин И.М., Семёнов И.М. Рефлексивное мышление педагогов: учеб.-метод. пособие. Омск, 2003.
  13. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического факультета: метод. пособие / авт.-сост. Т.Б. Гребенюк. Калининград, 1999.
  14. Педагогическая практика: учеб.-метод. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / ред. Г.М. Код- жаспирова, Л.В. Борикова. М., 1998.
  15. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: науч.-метод. пособие / под ред. Н.Ф. Радионовой. СПб., 2008.
  16. Саврасова А.Н. Формирование опыта профессиональной деятельности как условие профессионального развития будущих учителей. URL: http://www.emissia.org/offline/2006/1023.htm (дата обращения: 01.08.2014).
  17. Сарсенбаева Б.И. Психологическая подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности // Педагогика. 2005. № 2. С. 47–54.
  18. Современный словарь по педагогике / сост. Е. Рапацевич. М., 2001.
  19. Черняева Т.Н. Формирование профессионального опыта студентов педвуза // Изв. Волгогр. гос. пед. ун- та. 2007. № 1. С. 92–98.
  20. Шумакова О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 326–332.