CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Взаимодействие государства и церкви в организации приходских училищ в северных губерниях России (1805–1825 годы). С. 5–13.

Версия для печати

Рубрика: История

УДК

37(091):[271.2:327](470)“20”

Сведения об авторах

Калинина Елена Александровна, кандидат исторических наук, докторант Центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН, научный сотрудник Петрозаводского государственного университета. Автор более 70 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Аннотация

Российские начальные общеобразовательные школы в сельской местности издавна создавались при церковных приходах. В организации сельских приходских училищ проявилось тесное взаимодействие церкви и государства. Школы в течение 1805–1825 годов содержались за счет местного духовенства и являлись низшим звеном в системе народного просвещения. Они давали элементарные навыки чтения, письма и счета. Ученики должны были также усвоить начала Закона Божьего и нравоучения. Обучение должно было проходить на русском языке. Должности учителей в сельских приходских училищах занимали местные священники. На них возлагалась задача обучения детей по единому учебному плану. При организации школ встретились трудноразрешимые проблемы. В северных губерниях России значительным препятствием являлся языковой барьер между русскоговорящими священнослужителями-педагогами и учащимися школ, не говорящими по-русски. Дети инородцев разговаривали на родном языке, а их необходимо было обучать российской грамоте. Отсутствие государственного финансирования, материальной базы, разработанной программы обучения и другие сложные вопросы организации школ являлись сферой совместной деятельности министерства народного просвещения и духовного ведомства. Статья основана на опубликованных и неопубликованных материалах духовного и ведомственного делопроизводства.

Ключевые слова

развитие народного образования, сельские училища, взаимодействие государства и церкви, история образования.

Запрос на полную версию статьи можно отправить через библиотеку университета

Список литературы

  1. Афанасьева А.И. Сельская церковно-приходская школа на севере России в конце ХIХ – начале ХХ в. // Россия в новое время. Образованное меньшинство и крестьянский мир. Поиск диалога: материалы межвуз. науч. конф. М., 1995. С. 51–52.
  2. Исхакова Р.Р. Создание церковно-приходской школы в России в 1880-х годах: политический курс и идейная борьба. Казань, 2002.
  3. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910.
  4. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
  5. Костикова М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XIX веке: моногр. СПб., 2001.
  6. Малиновский Н.П. Законодательство об инородческой школе // Инородческая школа: сб. ст. и материалов по вопросам инородческой школы. Пг., 1916. С. 119–157.
  7. Предварительные правила народного просвещения. № 20597 // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XXVII. СПб., 1907.
  8. Пулькин М.В. Межэтническое взаимодействие в православных приходах Олонецкой епархии: пути и формы преодоления языкового барьера (XVIII – начало ХХ века) // Нестор. 2000. № 1. С. 275–290.
  9. Пыпин А.Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 1916.
  10. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период): учеб. пособие. Архангельск, 1996.
  11. Смирнов А.В. К истории зарождения сельских школ и сельскохозяйственных учебных заведений на севе- ре России // Вопросы аграрной истории: материалы науч. конф. по истории сельского хозяйства и крестьянства Европейского Севера. Вологда, 1968. С. 263–277.
  12. Смолич И.К. История Русской церкви (1700–1917) // Народное образование в трудах историков русской церкви. Владивосток, 2000. С. 153–190.
  13. Чистович И. Преосвященный Амвросий (Подобедов), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский // Странник. 1860. Май. С. 149–213.
  14. Чуков Н.К. Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1910.